«Искусство кино» пристально следит за наградным сезоном. Неожиданных фаворитов оскаровской гонки по просьбе редакции аргументированно выбрал критик Никита Лаврецкий, который в прошлом году оказался лучшим прогнозистом результатов премии Американской академии по версии «Кинопоиска» (об этом эпохальном событии на белорусском телевидении даже сняли гомерически смешной сюжет).
Предсказывать лауреатов «Оскара» сразу после объявления номинаций — дело неблагодарное. Хотя бы потому, что речь фактически идет о том, чтобы выбирать фаворитов еще до того, как этот выбор начнут делать сами академики: 8500 активных членов Американской киноакадемии будут голосовать за победителей с 30 января до 4 февраля. Соответственно, в ближайшие недели нас еще могут поджидать какие угодно скандалы, в том числе организованные киностудиями, ведущими активные промокампании, настроения переменятся в любой момент. Пожалуй, главная ценность и притягательность ранних предсказаний «Оскара» (кроме, разумеется, материальной — тотализаторы никто не отменял) состоит именно в том, что это упражнение по улавливанию духа времени для всех желающих, а не объективный плод работы коллективного бессознательного (как иначе описать результат голосования международной группы работников кино разных профессий размером 8000 голов?).
Разумеется, все нижеперечисленные прогнозы нельзя назвать финальными. Впереди — важнейшие премии американских профессиональных гильдий (продюсерской — 18 января, актерской — 19 января, режиссерской — 25 января, гильдии сценаристов — 1 февраля) и британская премия BAFTA (2 февраля). Накануне церемонии награждения «Оскар» мы обновим наш прогноз с учетом новой информации.
Лучший фильм — «Паразиты»
Другие номинанты: «1917», «Однажды в... Голливуде», «Джокер», «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Форд против Феррари», «Маленькие женщины»
Премия «Золотой глобус» второй год подряд путает все карты. Дело в том, что по регламенту в ее основных категориях «Лучшая драма» и «Лучшая комедия или мюзикл», в отличие от «Оскара», не могут номинироваться фильмы на иностранном языке. Так что у фильма «Паразиты», лауреата «Золотой пальмовой ветви» и бесконкурентного обладателя «Глобуса» за лучший иностранный фильм, не было шанса даже на номинацию в этих категориях, зато победившие в них «1917» и «Однажды в... Голливуде» моментально стали оскаровскими фронтраннерами. Конечно, влияние «Золотого глобуса» на «Оскар» легко переоценить. В итоге эта премия, присуждаемая небольшой группой журналистов, — тоже попытка предсказать, уловить настроения в киноиндустрии, а не их объективное выражение, как в случае с результатами оскаровского голосования. Однако у «Паразитов» есть и другие препятствия на пути к «Оскару», помимо «Золотого глобуса».
Самое главное препятствие состоит в том, что это фильм на корейском языке. До сих пор только 12 неанглоязычных картин номинировались на «Лучший фильм», и ни одна из них не победила (триумф немого французского «Артиста» можно считать самым близким по смыслу прецедентом). В прошлом году «Рим» Альфонсо Куарона после «Золотого льва» набрал больше номинаций, чем «Паразиты», но даже у него победа ушла из-под носа. Здесь стоит отметить, что на данный момент состав Американской киноакадемии является как никогда интернациональным: сообщается, что в прошлом году количество иностранных членов превысило 20%. К тому же сравнивать «Рим» и «Паразитов» не совсем корректно: если первый фильм — это довольно радикальное авторское высказывание, черно-белое медленное кино на общих планах, то второй — жанровая сатирическая картина и народный хит. «Паразиты» собрали больше $100 миллионов в мировом прокате, успели обогнать по сборам в США «Повелителя бури» и скоро обгонят «Лунный свет» — феноменальный результат для неанглоязычного фильма. Учитывая недавние победы таких зрительских картин, как «Зеленая книга» и «Форма воды», и все более разнообразный членский состав Киноакадемии, «Паразиты» выглядят более вероятным победителем, чем «Рим».
Что в таком случае может смущать в главном конкуренте «Паразитов» — военной драме «1917» Сэма Мендеса? По большому счету — ничего, однако с реакцией публики на «1917» все еще связана некоторая неопределенность: фильм в американском прокате идет меньше недели. И если про долгосрочный зрительский эффект «Паразитов» уже все понятно (они пронесли свой неутихающий хайп через весь год, начиная с Канн), то насколько глубокое впечатление способна произвести картина «1917» и насколько живуч ее хайп — вопрос еще открытый. В худшем случае это кино окажется скорее впечатляющим техническим достижением, нежели полноценным хитом, как это было в случае противостояния «Операции «Арго» и «Жизни Пи». Такие картины выигрывают награды за лучшую режиссуру, но не как лучший фильм. В пользу такой пессимистичной версии говорит отсутствие у фильма не только актерских номинаций на «Оскар» (без них в XXI веке побеждали лишь «Миллионер из трущоб» и третий «Властелин колец»), но и номинации в категории «Лучший актерский состав» премии Гильдии киноактеров (а такая номинация у вышеупомянутых победителей как раз была). У «Паразитов» актерских номинаций на «Оскарах» тоже нет (впрочем, Сон Кан Хо, кажется, подобрался к ней гораздо ближе обоих главных актеров из «1917»), а номинация за лучший состав от гильдии есть. Результаты этой премии будут оглашены 19 января — для «Паразитов» это может быть судьбоносный момент. Учитывая, что актерская ветвь — самая многочисленная в Киноакадемии, пренебрегать ее одобрением никак нельзя.
Против еще одного вероятного «лучшего фильма» «Однажды в... Голливуде» выступает статистика. Дело в том, что, не считая лишенного монтажных склеек «Бердмана», без номинации за лучший монтаж главный «Оскар» последний раз выигрывал фильм «Обыкновенные люди» в 1980 году (после смерти постоянной монтажерки Салли Менке в 2010 году Квентину Тарантино еще ни разу не удалось завоевать монтажную номинацию). Даже если отбросить эзотерическую логику корреляций между оскаровскими категориями, «Голливуд» видится неудобным кандидатом на звание всеобщего фаворита: слишком смешной, консервативный, синефильский. Возможно, если «Паразиты» не наберут достаточно первых мест в бюллетенях, то благодаря преференциальной системе голосования «Голливуд» может стать чем-то вроде компромиссного победителя.
«Джокер» видится как раз такой картиной, которая от преференциальной системы больше всего пострадает, — мнения насчет нее слишком радикально разделились. «Ирландец» после отсутствия побед на «Глобусах», кажется, готовится повторить судьбу фильма «Банды Нью-Йорка» Скорсезе (десять номинаций, 0 статуэток) и так и не приблизиться к званию лучшего фильма. «Кролик Джоджо» завоевал важный приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто, но с тех восторги вокруг него становились все тише. Так же, как и «Кролик Джоджо», «Брачная история» Ноа Баумбаха не получила режиссерской номинации, поэтому сходу рассматривается как аутсайдер в гонке. Поддержка фильмов «Форд против Феррари» и «Маленькие женщины» по всем показателям еще меньше.
Лучший режиссер — Сэм Мендес, «1917»
Другие номинанты: Квентин Тарантино («Однажды в… Голливуде»), Мартин Скорсезе («Ирландец»), Тодд Филлипс («Джокер»), Пон Чжун Хо («Паразиты»)
Военная картина «1917», смонтированная так, чтобы выглядеть снятой одним непрерывным дублем, — это в сознании публики что-то вроде технической сенсации и чуда филигранной режиссуры. Описание роднит фильм с такими недавними победителями в категории «Лучший режиссер», упустившими приз за лучший фильм, как «Жизнь Пи», «Выживший», «Ла-Ла Ленд» и «Гравитация». У Мендеса крайне сильные конкуренты — Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, Тодд Филлипс, Пон Чжун Хо — но из них впечатляет именно уровнем техники, ремесла (как нынче любят киноакадемики), кажется, только кореец Пон.
Лучший актер — Хоакин Феникс, «Джокер»
Другие номинанты: Адам Драйвер («Брачная история»), Леонардо ДиКаприо («Однажды в… Голливуде»), Джонатан Прайс («Два Папы»), Антонио Бандерас («Боль и слава»)
Хоакин Феникс с большим отрывом главный претендент на актерский «Оскар» этого года по мнению всех экспертов и букмекеров; ранее он уже завоевал «Золотой глобус». Сопротивляться и спорить бесполезно, ведь это тот редкий случай, когда действительно знаковая роль совпала с необходимостью дать награду большому артисту «по заслугам». В другой год не менее экспрессивный, но зато эмоционально точный актер Адам Драйвер выиграл бы «Оскар» за «Брачную историю», но нынче вынужден уступить очередь старшему товарищу.
Лучшая актриса — Скарлетт Йоханссон, «Брачная история»
Другие номинанты: Рене Зеллвегер («Джуди»), Синтия Эриво («Хэрриет»), Сирша Ронан («Маленькие женщины»), Шарлиз Терон («Скандал»)
Большинство источников сходятся на том, что фронтраннером в категории «Лучшая актриса» в этом году является Рене Зеллвегер, сыгравшая Джуди Гарленд в картине «Джуди», но ее кандидатура все больше напоминает скорее самоисполняющееся пророчество, нежели естественный консенсус. Сам фильм «Джуди» среди киноакадемиков совсем не популярен (он собрал даже меньше номинаций, чем скромная биографическая драма «Два Папы»), и все это может привести к прошлогодней ситуации, когда общепризнанный в теории фронтраннер Гленн Клоуз уступила статуэтку действительно тронувшей многих Оливии Колман из популярной картины «Фаворитка». На месте Колман в этом году по идее должна оказаться Скарлетт Йоханссон: она не только сыграла не менее душераздирающую партию в «Брачной истории», но и доказала популярность среди киноакадемиков, достигнув редкой двойной номинации (еще и в качестве актрисы второго плана за «Кролика Джоджо»).
Лучший актер второго плана — Брэд Питт, «Однажды в... Голливуде»
Другие номинанты: Аль Пачино («Ирландец»), Джо Пеши («Ирландец»), Том Хэнкс («Прекрасный день по соседству»), Энтони Хопкинс («Два Папы»)
Еще один абсолютный фаворит — Брэд Питт, сыгравший одну из самых харизматичных ролей и награду, очевидно, давно заслуживающий. По справедливости конкуренцию ему мог бы составить Джо Пеши, сыгравший против типажа роль мафиози-Мефистофеля, но по поводу «Ирландца» и его актерских трансформаций в последнее время много и обидно шутят. Том Хэнкс получил первую номинацию за почти что 20 лет, но пока что незаметна серьезная поддержка картины «Прекрасный день по соседству» и его главной роли.
Лучшая актриса второго плана — Лора Дерн, «Брачная история»
Другие номинанты: Марго Робби («Скандал»), Флоренс Пью («Маленькие женщины»), Скарлетт Йоханссон («Кролик Джоджо»), Кэти Бейтс («Дело Ричарда Джуэлла»)
Отрыв Лоры Дерн от конкурентов, согласно коэффициентам тотализаторов, еще больше, чем в случае Питта и Феникса. Логика все та же: по-настоящему знаковая роль плюс выслуга лет. Пожалуй, особого уважения заслуживает тот факт, что материал, с которым работала Дерн, куда более скромный, чем в вышеупомянутых случаях (это всего лишь коротенькая роль адвоката), а результат не менее блистательный.
Лучший оригинальный сценарий — «Однажды в... Голливуде», Квентин Тарантино
Другие номинанты: Ноа Баумбах («Брачная история»), Пон Джун Хо и Хан Джин Вон («Паразиты»), Райан Джонсон («Достать ножи»), Сэм Мендес и Кристи Уилсон-Кернс («1917»)
Квентин Тарантино уже имеет два сценарных «Оскара» и выступает на позиции фронтраннера в этой номинации, даже если в других основных категориях у него появились серьезные конкуренты («Паразиты», «1917»). Здесь нет противоречия: внутри киноиндустрии у Тарантино давно сложилась репутация в первую очередь феноменального сценариста (а потом уже режиссера), которого можно награждать бесконечно. Поэтому вариант развития событий, где Тарантино повторит достижение Вуди Аллена, получившего третий сценарный «Оскар» за изящную «Полночь в Париже» вместо действительно оригинального французского «Артиста» (в случае с Тарантино — вместо корейских «Паразитов»), кажется наиболее вероятным.
Лучший адаптированный сценарий — «Ирландец», Стивен Зеллиан
Другие номинанты: Энтони МакКартен («Два Папы»), Тайка Вайтити («Кролик Джоджо»), Грета Гервиг («Маленькие женщины»), Тодд Филлипс и Скотт Сильвер («Джокер»)
Даже если режиссерскую работу Скорсезе все чаще ставят под сомнение (поп-культурное настроение наиболее точно передают два ролика: пародия из ток-шоу Конана, высмеивающая кастинг ветеранов киноэкрана, и сгенерированное нейросетью вирусное видео, омолодившее актеров эффективнее стомиллионных спецэффектов), отрицать величие эпического текста, который лег в основу «Ирландца», трудно. Серьезных соперников в на удивление неконкурентной в этом году категории адаптированного сценария тоже пока что не видно: поддержка «Маленьких женщин» и «Кролика Джоджо» по всем фронтам намного слабее; «Джокер» сам слишком много заимствует из старых фильмов Скорсезе, чтобы конкурировать с подлинником.
Лучшая операторская работа, лучший монтаж звука, лучшее сведение звука, лучшие спецэффекты — «1917»
Как было сказано выше, «1917» быстро заработал репутацию технического чуда, поэтому можно легко ожидать, что картина соберет все возможные награды в технических номинациях. У легенды индустрии Роджера Дикинса, снимающего впервые в любимой публикой технике длинного дубля, вообще нет конкурентов.
В категории спецэффектов «1917» — на данный момент андердог, а в лидерах тотализатора — «Мстители» и «Звездные войны». Опыт последних лет показывает, что традиционные блокбастеры (в том числе предыдущие части «Мстителей» и «Звездных войн») часто уступают в этой категории более тонким и неброским работам («Из машины», «Человек на Луне»), поэтому и «1917» кажется вполне оправданным прогнозом.
Лучший монтаж — «Форд против Феррари»
Другие номинанты: «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Джокер», «Паразиты»
После объявления номинантов оказалось, что «Форд против Феррари» обладает немного более серьезной поддержкой, чем можно было ожидать: наряду с номинациями за звук и монтаж он пробился в категорию «Лучший фильм». Если в категориях звука победить против «1917» может быть сложно, то за монтаж однокадровая работа даже не номинирована, поэтому у еще одного маленького технического чуда, «Форда против Феррари», есть все шансы на победу. Тельма Шунмейкер, задавшая ритм и форму 3,5-часовому «Ирландцу», может составить ему конкуренцию, однако киноакадемики традиционно чествуют более хлесткие, экшен-ориентированные монтажные работы, и к когда-то принесшим «Оскар» Шунмейкер «Славным парням» ближе располагается именно динамичный «Форд против Феррари», нежели меланхоличный «Ирландец».
Лучший художник-постановщик, лучшие костюмы — «Однажды в... Голливуде»
Даже если финальный твист «Однажды в... Голливуде» пришелся по вкусу не всем, то аутентичность Голливуда-1969, показанного в фильме, очевидцы называли чуть ли не пугающей, и костюмы героев Леонардо ДиКаприо, Брэда Питта, Марго Робби сразу ушли в народ. Для Киноакадемии, в которой практикуется пожизненное членство (с недавних пор — с оговорками) и, соответственно, состоит много свидетелей тех времен, более сладкой приманки не придумать.
Лучший грим и прически — «Скандал»
В категории «Лучший грим и прически» традиционно побеждают картины, в которых присутствуют радикальные актерские перевоплощения (за нечто иное последний раз «Оскар» получал мюзикл «Отверженные» в 2013 году). В этом году, несмотря на впервые в истории премии пять номинантов в категории, единственным претендентом на «Лучший грим» с таким перевоплощением стала биографическая драма о сексуальных домогательствах «Скандал», где Джон Литгоу с накладными жировыми складками очень страшно изображает директора телеканала Fox Роджера Айлза (гример Кадзу Хиро уже побеждал за подобный эффект в «Темных временах» два года назад). Прически главных героинь на постере чуть ли не затмевают их лица и выглядят очень изящно.
Лучший оригинальный саундтрек — «Джокер»
Другие номинанты: «Маленькие женщины», «Брачная история», «1917», «Звездные войны: Скайуокер. Восход»
Для композиторки Хильдур Гуднадоуттир это был поистине феноменальный год: ранее она не только выиграла «Золотой глобус» за саундтрек к «Джокеру», но и «Эмми» за музыку из мини-сериала «Чернобыль». Для киноакадемиков это будет отличный шанс не только вознаградить великолепную работу, но и отдать заслуженную награду женщине в традиционно мужской категории (Гуднадоуттир — лишь седьмая в истории номинантка) в год, когда мужчины доминируют еще и в режиссерской номинации, по мнению многих — не совсем заслуженно.
Лучшая оригинальная песня — I’m Gonna Love Me Again из «Рокетмена»
Другие номинанты: «История игрушек 4», «Прорыв», «Холодное сердце 2», «Хэрриет»
Звездный статус номинанта несомненно помогает завоевывать «Оскар» за лучшую песню: в последние годы победителями становились и Леди Гага, и Адель, да и сам Элтон Джон уже выигрывал за музыку к «Королю-льву». Отдающие самоповторами песни из «Холодного сердца-2» и «Истории игрушек 4» и просто непопулярные саундтреки к христианской драме «Прорыв» и байопику «Хэрриет» в числе конкурентов делают песню Джона из недооцененного по мнению многих «Рокетмена» идеальным кандидатом.
Лучший анимированный фильм — «История игрушек 4»
Другие номинанты: «Потерянное звено», «Как приручить дракона 3», «Клаус», «Я потеряла свое тело»
Нужны очень серьезные аргументы, чтобы делать ставку в анимационной категории против студии Pixar, завоевавшей в ней на порядок больше «Оскаров», чем все конкуренты. Даже непредсказуемая победа недооцененного «Потерянного звена» в соответствующей категории на «Золотом глобусе» таким аргументом не является — как уже было сказано, экспертный выбор Голливудской ассоциации иностранной прессы с массовым голосованием киноакадемиков имеет мало общего.
Лучший фильм на иностранном языке — «Паразиты»
Другие номинанты: «Корпус Кристи», «Страна меда», «Отверженные», «Боль и слава»
Учитывая, что «Паразиты» стал тем редким неанглоязычным фильмом, который получил номинации в основных оскаровских категориях, очевидно, что в родной номинации у него конкурентов нет. Единственное, что здесь может настораживать, — вероятность того, что доминация в иностранном гетто сыграет с картиной злую шутку, когда в обе категории «Лучший фильм» академики будут записывать ее несколько менее охотно, чем записали бы в одну. Кроме того, по нашему прогнозу выходит, что «Паразиты» выиграют в основной категории, завоевав в сумме всего две статуэтки. Да, статистически это редкий случай, но «В центре внимания» не так давно создал аналогичный прецедент.
Лучший документальный фильм — «Страна меда»
Другие номинанты: «Американская фабрика»,«Пещера», «На краю демократии», «Для Самы»
Про пчелиный фильм-катастрофу «Страна меда» в последнее время говорят не иначе как о документальном блокбастере (широкую поддержку картины демонстрирует и тот факт, что она оказалась номинирована еще и в иностранной категории). Именно такие блокбастеры и выигрывают «Оскар» с тех пор, как голосование в документальной номинации сделали всеобщим. Главный конкурент «Страны меда» — спродюссированная супругами Обама и выпущенная Netflix картина-наблюдение «Американская фабрика» — на блокбастер совсем не тянет, зато, конечно, может похвастаться поддержкой большой студии. «Лучший документальный фильм» — снова одна из самых непредсказуемых номинаций.
Лучшие короткометражные фильмы — «Братство», «Самоучитель по скейтбордингу в зоне боевых действий (для девочек)», «Волосы и любовь»
Короткометражные категории на «Оскаре» традиционно самые недоступные для прогнозов: фильмы не на слуху (здесь уже голосуют только те члены, которые подтверждают, что смотрели всех номинантов), громкие имена тоже появляются лишь изредка; даже букмекеры публикуют коэффициенты только в последний момент. Самым разумным будет довериться чутью американских экспертов. По опросам на данный момент лидируют: игровая история столкновения игиловского ветерана-тунисца и его отца «Братство», документальная работа под говорящим названием «Самоучитель по скейтбордингу в зоне боевых действий (для девочек)», снятая в Афганистане, и милая анимация «Волосы и любовь» о взаимоотношениях чернокожего отца и его дочери.
Другие номинанты в игровой короткометражной категории включают в себя нью-йоркскую вуайеристскую драму «Соседское окно», оптимистичную комедию о тунисских детях «Футбольный клуб «Нефта», бельгийский психологический триллер «Сестра» и злободневную историю побега из гватемальского детдома в США «Сария». Среди документальных претендентов — трагическая хроника крушения корейского парома «Севоль» «В отсутствие»; спродюсированная Netflix история психологически страдающих от угрозы депортации детей «Жизнь обгоняет меня»; портрет баттл-рэпера на заре политической карьеры «Сент-луисский Супермен»; выпущенная The New York Times картина «Иди, беги, ча-ча-ча» о любви и жизни пары вьетнамских танцоров, обосновавшихся в США после войны. Наконец, анимационная короткометражная категория включает в себя милый пиксаровский «Котбуль» о дружбе котенка и питбуля; кукольную «Дочь», снятую в Чехии русской девушкой Дарьей Кащеевой; пластилиновую историю противостояния старческой деменции «Незабываемое»; китайскую «Сестру», рассказывающую личную историю семьи, оказавшейся под влиянием «политики одного ребенка».
Читайте также:
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari