Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Вызов и невесомость. Специальный проект «Искусства кино»

«Вызов», 2023

Пошла четвёртая неделя со старта проката фильма «Вызов» Клима Шипенко. Время, достаточное для того, чтобы ощутить последствия этого то ли художественного, то ли социального эксперимента. А заодно вспомнить контекст, из которого этот фильм появился на свет. От истоков «русского космизма» до ключевых российских и голливудских фильмов про покорение космоса. Об этом — в специальном проекте журнала «Искусства кино».

Владислав Софронов специально для «Искусства кино» пересматривает миф об «особой тяге русских в космос»;

Молодые авторы журнала вспоминают отечественные фильмы про космос;

Юлия Коваленко проводит ревизию американских картин о покорении космических пространств.

«Вызов» — уникальный фильм, оказавшийся в не менее уникальной ситуации. Он был придуман в одной реальности, снят в другой, а до кинотеатров добрался в третьей. В отсутствие реальных конкурентов — голливудских блокбастеров — он, как главная героиня в исполнении Юлии Пересильд, словно парит в невесомости. Старые правила и иерархии отменили вместе со старой жизнью. Где теперь найти подходящую систему координат? С чем его сравнивать? Чем измерять успех или его отсутствие?

Есть и еще одна аналогия. Раз космос — территория высоких достижений, то и борьба здесь напоминает спортивные соревнования. Прав тот, кто быстрее, выше, сильнее. Со спортом «Вызов» роднит и ключевой аргумент продюсеров в пользу похода в кинотеатр — мы первые, кто отправили съемочную группу в космос. По этой логике «Вызов» — что тот спортсмен, который в решающий момент из-за допингового скандала остался без Олимпиады. Изоляция, разобщенность, неумение жить с прошлым и его травмами, побег от реальности, себя — темы, которые можно найти не только в фильме «Вызов», но и в его предшественнике. Предыдущем выходе в открытый космос в исполнении режиссера Клима Шипенко, «Салют-7». В том фильме, разумеется, присутствовал обычный для описываемой эпохи сюжет про коварных американцев, которые только и думают о том, как своровать полностью, без остатка, неисправный советский космический корабль прямо с орбиты. Вот только за штурвалом шаттла в скафандре NASA сидел и отдавал честь советским космонавтам сам Шипенко, что давало американцам (а вместе с ними и нам всем) какую-никакую надежду на достойное будущее. В «Вызове» от наших заокеанских партнеров осталась только шутка про то, что они перерабатывают урину в питьевую воду. К этой остроте прибавилось еще несколько, вроде «хорошо связанная девушка в предварительных ласках не нуждается», про которые хочется верить, что конкретно к ним не приложили руку ни сам Клим, ни его соавтор сценария (и один из сопродюсеров «Салюта-7») Бакур Бакурадзе. Зато в новом фильме никуда не делись прежняя рефлексия и очень советская, несмотря на обилие логотипов «Роскосмоса» и прочих торговых брендов, ностальгия по какому-то неназванному прошлому. Здесь тоже в ключевой момент звучит советский шлягер. Пересильд, как когда-то герой Владимира Вдовиченкова, узнает, что странный свет за обшивкой корабля — это ангелы. И мечтательно наблюдает из иллюминатора за Австралией и Мадагаскаром, которые от нас — еще одно совпадение — снова так же далеки, как в 1985-м году.

Впрочем, есть в «Вызове» одно фундаментальное отличие от фильма 2017 года. И оно не в том, что на этот раз главную роль играет актриса, а не актер, и не в павильоне, а на космической станции. Дело в исходном конфликте, мотивациях героев. В том фильме речь шла о спасении груды железа на орбите. Теперь на кону принципиально стоит человеческая жизнь. Казалось бы, прописная истина, кого этим удивишь в 2023 году. А с другой стороны, и раньше, и в будущем, и теперь — это и остается наш главный общий вызов.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari