Этот выпуск «Искусства кино» посвящен сериальному мышлению. Внутри — рецензии на самые громкие зарубежные сериалы последних лет, рассуждения о положении дел в российской индустрии онлайн-стримингов, а также размышления о сериальности в музыке и театре, сегодня и в прошлом, на экране — и в жизни.

Архивное кино с Марголитом

Евгений Марголит

В течение долгого времени Евгений Яковлевич Марголит ежемесячно представлял в «Иллюзионе» скрытые шедевры советского кино. Теперь, когда показы прекратились, мы решили не прерывать традицию встреч киноведа, выбранных им фильмов и аудитории. Теперь эта связь будет восстанавливаться в формате письменных персональных рекомендаций, которыми Евгений Яковлевич будет делиться с нашими читателями. Продолжая формировать авторскую и, вместе с тем, параллельную историю отечественного кино. Первую подборку из 5 фильмов предваряем его комментарием о личной мотивации и принципах отбора.

«Почему эти фильмы пришли мне на ум?

Во-первых, потому, что расстаться со своей программой в «Иллюзионе» оказалось труднее, чем я думал. И в список, прежде всего, попали те картины, которые по разным причинам показать не получилось. С продукцией бывших советских республик главная проблема – права на показ. У некоторых российских — проблема с копиями: либо единственный позитив на правах негатива, и, значит, выдана быть не может. Либо качество техническое таково, что показывать страшно. А то и еще невероятней: нет прокатного удостоверения, новое надо оформлять заново.

Во-вторых, выбираю то, что в относительно нормальном качестве имеется в сети.

А самый главный принцип отбора тот же, что и у продавца шашлыков на Брайтон Бич из «Иностранки» Довлатова. Тот, на вопрос дамы, упорно допытывавшейся, почему ей досталась порция меньшая, чем соседу по очереди, не выдержал и ответил, трагически воздев руки к небу:

— Почему? Да потому, что он мне нравится!...

Вот и я потому же.»

«Никто не хотел умирать», Литовская киностудия,1966, ч-б.
«Никто не хотел умирать», 1966

Автор сценария и режиссер: Витаутас Жалакявичус.

Оператор: Ионас Грицюс.

Художники: Альгирдас Ничус, Ватаутас Калинаускас.

Композитор: А Апанавичус.

В ролях: Донатас Банионис, Бруно Оя, Регимантас Адомайтис, Альгис Масюлис. Юозас Будрайтис, Лаймонас Норейка, Бронюс Бабкаускас, Вия Артмане, Витаутас Томкус, Антанас Шурна и др.

Балтийский вестерн. Братья Локисы («медведи» по-литовски) против «лесных братьев». Сыновья убитого председателя сельсовета мстят им за убитого отца. Сосны, песок и бессолнечное небо преображают традиционный киножанр в грозную трагическую сагу. Мало кому известные до того местные актеры наутро после выхода проснулись всесоюзными и международными кинозвездами.

«Сюжет для небольшого рассказа» («Лика — любовь Чехова»), СССР-Франция (Мосфильм – Текила филмз), 1969, цв.
«Сюжет для небольшого рассказа», 1969

Автор сценария: Леонид Малюгин.

Режиссер: Сергей Юткевич.

Оператор: Наум Ардашников.

Художники: Арнольд Вайсфельд, Алина Спешнева, Николай Серебряков.

Композитор: Родион Щедрин.

В ролях: Николай Гринько, Марина Влади, Ия Саввина, Юрий Яковлев, Ролан Быков, Екатерина Васильева, Александра Панова, Леонид Галлис и др.

По сути, самая неожиданная режиссерская работа Сергея Юткевича. История отношений Чехова и Лики Мизиновой подается как драма предельно живого, естественного человека (великого писателя играет Николай Гринько — любимый актер Тарковского и Параджанова) в нарочитом, нарисованном (буквально) мире. Изысканный формальный прием открыто условной декорации наполняется оригинальным и точным содержанием.

«Аленка», Мосфильм,1961, цв.
«Аленка»,1961

Автор сценария: Сергей Антонов.

Режиссер: Борис Барнет.

Оператор: Игорь Черных.

Художник: Александр Мягков.

Композитор: Кирилл Молчанов.

В ролях: Наташа Оводова, Эраст Гарин, Василий Шукшин, Николай Крючков, Николай Боголюбов, Василиса Зарубина, Наталья Селезнева, Анда Зайце, Майя Менглет, Люся Больберг, Санжар Чумбалов и др.

В этом едва ли не первом советском «роуд-муви» происходит чудо позднего возвращения к себе великого Бориса Барнета. Мир увиден как бы заново, с чистого листа — глазами ребенка. Фильм о «покорителях целины» строится как серия дорожных исповедей героев друг другу.

«Дорогой ценой», Киевская киностудия имени Александра Довженко,1957, цв.
«Дорогой ценой», 1957

Автор сценария; Ирина Донская.

Режиссер: Марк Донской.

Оператор: Николай Топчий.

Художник: Николай Резник.

Композитор: Лев Шварц.

В ролях: Вера Донская-Присяжнюк, Юрий Дедович, Иван Твердохлеб, Ольга Петрова, Сергей Шишков, Мария Скворцова, Павел Шпрингфельд, Степан Шкурат, Федор Ищенко и др.

Итальянские неореалисты объявили Марка Донского своим предтечей после «Радуги», Сатьяджит Рэй — после трилогии о Горьком. Творцы украинского «поэтического кино» преемственность не афишировали, но уже через 5-7 минут после начала просмотра становится очевиден один из источников вдохновения Сергея Параджанова при создании «Теней забытых предков». Тем более, что история «дунайских Тристана и Изольды», как определили сюжет восхищенные французские критики, создана, как и «Тени…», на основе страстной импрессионистской прозы классика украинской литературы Михаила Коцюбинского.

«Третья ракета», Беларусьфильм, 1963, ч-б.
«Третья ракета», 1963

Автор сценария: Василь Быков.

Режиссер: Ричард Викторов.

Оператор: Никита Хубов.

Художники: Владимир Дементьев, Евгений Игнатьев.

Композитор: Евгений Глебов.

В ролях: Георгий Жженов, Станислав Любшин, Надежда Семенцова, Леонид Давыдов-Субоч и др.

Первая и, пожалуй, самая близкая авторскому стилю Василя Быкова экранизация его потрясающей «окопной прозы». Откуда такая подлинность в передаче точки зрения очевидца у постановщика — будущего творца «Отроков во Вселенной», «Москвы-Кассиопеи» и «Через тернии к звездам» — становится понятно из его биографии. В 12 лет Ричард Викторов оказался на фронте и прошел через всю войну.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari