Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Калибруя видение: гид по программе Art&Artists от Amfest

«Ева Гессе», реж. Марси Беглейтер, 2016

В этом году Amfest собрал девять документальных фильмов под лозунгом Art&Artists, потенциально превратив кинозал в арт-лекторий. На большом экране покажут истории пионеров современного искусства, работающих в разных формах — фотографии, абстрактной живописи, радикальных инсталляций и лэнд-арта. Смотр стартовал 15 октября и будет проходить в разных городах России. Сергей Кулешов рассказывает подробнее о программе фестиваля.

«Марсель Дюшан. Искусство возможного», реж. Мэттью Тейлор, 2020
«Марсель Дюшан. Искусство возможного», реж. Мэттью Тейлор, 2020

Будучи — наравне с Пикассо и Матиссом — реформатором европейского искусства, Марсель Дюшан приезжает в США после начала Второй мировой войны и перекраивает ландшафт американской культуры. В стране, сконструированной из фантомной памяти других эмигрантов, он учит будущие поколения нонконформистов презирать формальности. Преодолев инерцию живописной традиции, изобретя направление реди-мейд, перечеркнув своим автографом на писсуаре каноны каталогизации искусства, Дюшан приоткрыл двери в будущее. В нем валютой цифрового пространства становится идея четвертого измерения, а теория вероятностей моделирует live-перформансы.

В фокус внимания документалиста Мэтью Тейлора попадают многие стороны личности и творчества художника — от манифеста дадаизма до одержимости шахматами, от коллабораций с Маном Рэем и Джоном Кейджем до прямого влияния на Энди Уорхола и Марину Абрамович.

«Мир Эндрю Уайета», реж. Гленн Холстен, 2018
«Мир Эндрю Уайета», реж. Гленн Холстен, 2018

Чтобы создать иконический предмет американского искусства («Мир Кристины», 1948), добиться статуса главного представителя «риджионализма», вдохновить и напугать своей живописью Андрея Тарковского, Эндрю Уайету не пришлось покидать насиженных мест. В пасторальной идиллии родного Чеддс-Форда, штат Пенсильвания, и Кушинга, штат Мэн, где художник обитал в летний период, обнаружили себя все составляющие его стиля: полупрозрачность рельефов и мистическая насыщенность фактур, переходящих из картины в картину. Достаточно только иметь видение (к слову, понятие, кочующее из одного фильма фестиваля в другой): разглядеть «День сурка» (1959) в столовых приборах, сервированных для пустого места; узреть «Осень» (1978), проступившую на склоне холма сугробом-трупом соседа и не исчерпать сюжетными лакунами магию своих картин.

Фильм не только проливает свет на отношения Уайета с его героями, но и рассказывает о творческом кризисе, об обвинениях в популизме, наконец — о поклонении отцу, выдающемуся иллюстратору детских книг Н. К. Уайету, позднее вдохновившему Джорджа Лукаса на дизайнерские решения «Звездных войн».

«Глазами Джейми Уайета», реж. Гленн Холстен, 2024
«Глазами Джейми Уайета», реж. Гленн Холстен, 2024

Династию Уайетов продолжает Джейми — реалист и портретист, в разное время запечатлевший на своих полотнах собственного отца, Арнольда Шварценеггера, президента Дж. Ф. Кеннеди (посмертно), Энди Уорхола и Рудольфа Нуреева. Не ограничивая себя просторами Пенсильвании и побережьем Мэна, еще в подростковом возрасте он вошел в мир нью-йоркской интеллектуальной богемы, откуда отправился в Европу изучать литографию и фламандскую живопись. Джейми известен не только как один из главных выразителей тенденций 1960-х с их тягой к поп-арту и китчу, но и как бережный хранитель семейных традиций. В канун перестройки он привез в Ленинград обширную коллекцию работ династии Уайетов и открыл там масштабную экспозицию.

Глен Холстен в своем фильме уделяет много внимания парадоксальной «раздвоенности» художника, балансирующего между поиском собственного языка и фанатичной преданностью фамильному наследию.

«Роберт Ирвин: Искусство света и пространства», реж. Дженнифер Лэйн, 2022
«Роберт Ирвин: Искусство света и пространства», реж. Дженнифер Лэйн, 2022

Судьба пионера лэнд-арта Роберта Ирвина, скончавшегося в ноябре 2023 года, походит на роуд-муви: он прошел путь от идеалиста от мира классической живописи до ярого противника музейного искусства. Путешествуя по планете, калифорнийский художник держал обет молчания восемь месяцев, откалибровавших его оптику. В качестве инструментов борьбы с механизацией мира он выбрал свет и пространство: манипулируя ими, а точнее взглядом на них зрителя, чужим ракурсом, Ирвин превращал перекрестки, авеню, сады офисы в арт-объекты. Профанируя, по определению Агамбена, т. е. возвращая искусство повседневности, снимая с него слои сакральности. Отсюда даже самые мегаломанские проекты художника — постройка среди техасской пустыни отдельного города или разработка генерального плана нью-йоркского Dia:Beacon — отдают гуманизмом.

«Бескомпромиссный Клиффорд Стилл», реж. Деннис Шолль, 2018
«Бескомпромиссный Клиффорд Стилл», реж. Деннис Шолль, 2018

Наравне с Марком Ротко, Джексоном Поллоком и Барнеттом Ньюманом, Клиффорд Стилл принес на американскую почву абстрактный экспрессионизм. Однако, в отличие от коллег-бунтарей, он всегда находил предшественников «напыщенными глупцами»: посетив Метрополитен-музей еще в 20-летнем возрасте, Стилл «обвинил» европейских мастеров в недостатке глубины. Полотнам, принесшим ему славу после знаменитой выставки абстракционистов в галерее Пегги Гугенхайм, оказалось тесно и в компании работ единомышленников. Не чураясь находить в мазках выход собственным гневу и фрустрации, Стилл обратил свою творческую энергию против коррумпированной арт-тусовки, уехал в сельскую местность и до конца жизни соблюдал аскезу. Фильм же сосредоточен на феномене Стилла как одного из самых дорогих американских художников (его картина «1949-А №1» ушла с молотка на «Сотбис» за 62 миллиона долларов), последовательно при этом дразнящего мировой культурный истеблишмент и критический цех.

«Критика мертва. Да здравствует критика!», реж. Мэри Луиз Шумахер, 2024
«Критика мертва. Да здравствует критика!», реж. Мэри Луиз Шумахер, 2024

Это кино родилось из маленькой трагедии Мэри Луиз Шумахер: попав под сокращение отдела культуры в газете, арт-критик отправилась на поиски историй других своих коллег по Америке, задавленной эпохой новых медиа. Оказалось, что запросы на шортриды и списочные форматы вытеснили из профессии не одного лауреата Пулитцеровской премии. Первая попытка разговора о невостребованности арт-критики превращается в размышление о метаморфозах самих ее форм: запрос на вдумчивую рефлексию не иссяк, но теперь реализуется через частные блоги, крохотные интернет-медиа, мультимедийные проекты и онлайн-кураторство. Не обязательно потчевать фолловеров мемами: можно создавать экосистему для осмысления искусства с помощью крипипаст, трэвел-видео, урбанистических фотографий. Шумахер показывает, что линеарность, которую, как правило, громят художественные критики, должна уйти и из твоего персонального пространства столкновения с культурой. Эту мысль легко экстраполировать не только на Юту или Милуоки, но и на весь мир, провозгласивший плюрализм — и в нем же заблудившийся.

«Ева Гессе», реж. Марси Беглейтер, 2016
«Ева Гессе», 2016

Краткая биография Евы Гессе, американской художницы и скульпторши немецкого происхождения, умершей от рака мозга в возрасте 34 лет, порождает массу кривотолков. Все благодаря ее репутации пионера автофикционального искусства. Документальный фильм Марси Беглейтер переводит ракурс с деталей бурной личной жизни героини на формальные атрибуты ее работ, до сих пор волнующих широкую публику. Латекс, стекловолокно, марля, каучук, пластмасса — любой материал Гессе обращала в высказывание о политике человеческого тела, гендерных модуляциях, перверсивных практиках художественной среды. Ярлыки художницы-феминистки, прародительницы постминимализма и процесс-арта ничего не сообщают о стойкости Евы перед гомогенностью искусства середины прошлого века. На контрапункте с показаниями экспертов, на камеру признающих в Гессе персону исторического значения, работают тихие, элегические комментарии друзей, замечающих: сильные уязвимее всех прочих.

«Мейбридж: Поймать движение», реж. Марк Шаффер, 2021
«Мейбридж: Поймать движение», реж. Марк Шаффер, 2021

Фотограф-исследователь Эдвард Мейбридж известен как автор первой серии мгновенных фотографий, запечатлевших движение галопирующей лошади. За скобками великого открытия и изобретения зоопраксископа (устройства для проецирования фильмов, которое существовало до появления целлулоидной пленки) осталась извилистая судьба этого тщеславного авантюриста. От пропагандистской работы на правительство США до убийства любовника жены — Мейбридж оставался верен своему кредо войти в большую историю, постоянно меняя имена, подстраивая реальность под выгодный снимок, эксплуатируя могущество своих высоких покровителей (в числе которых, к примеру, были профессора Гарварда и губернатор Калифорнии). Историю его головокружительного успеха и стремительного забвения в тени чуда братьев Люмьер рассказывают историки, киноведы и давний почитатель фотографа — коллекционер его работ Гари Олдман.

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда», реж. Эми Скотт, 2018
«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда», реж. Эми Скотт, 2018

Начав свой путь в кино с позиции студийного монтажера, Хэл Эшби не мог представить, что, уже будучи известным режиссером, сочтет за благо просиживать месяцами за склейками. Бескомпромиссность не позволяла ему чувствовать себя вольно на съемочной площадке: даже в эпоху «Нового Голливуда», когда «киношпане» выдавали большие бюджеты, творческую свободу и карт-бланш, откровенность фильмов Эшби сбивала с толку, заставляла прятать от продюсеров пленку, переносить премьеры под угрозами терактов. «Старина Хэл», как его звали все — в диапазоне от Джека Николсона до Нормана Джуисона, между тем снимал feel-good movie: гуманистическую историю любви «Гарольд и Мод» (пусть и с возрастным мезальянсом), комедийный роуд-муви «Последний наряд» (и пусть в финале пути перед героями маячит то ли хайвей, то ли трибунал), трагикомедию «Будучи там» (и пусть Питер Сэллерс здесь закончит свою последнюю роль в кино мученической проходкой по воде). Эшби был слишком человечным для авторского кино и слишком странным для зрительского. Но, как показывает документальный фильм о нем, заставил всех друзей и коллег забыть о существовании этой ложной дихотомии.

За время подготовки материала количество фильмов в программе увеличилось — их стало 12 (некоторые из них можно посмотреть онлайн). Подробности можно узнать на сайте Amfest.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari