Новый номер «Искусства кино»: путеводитель по фильмам «Дау», хиты Берлинале и лауреаты «Оскара»-2019

«Кинотавр» — 2019: гид по программе, любимые фильмы режиссеров

Логотип фестиваля «Кинотавр» — 2019 © Кинотавр

Юбилейный 30-й «Кинотавр» пройдет с 9 по 16 июня 2019 года. Приводим информацию обо всех картинах, представленных в конкурсной и внеконкурсной полнометражных программах, а также списки любимых фильмов почти всех режиссеров, новые работы которых будут показаны в Сочи.

В опросе «Искусства кино» на предмет любимых фильмов поучаствовали почти все режиссеры «Кинотавра». Самыми часто упоминаемыми режиссерами в списках респондентов стали Андрей Тарковский (6 раз), Алексей Герман (5 раз), Никита Михалков и Джордж Рой Хилл (4 раза), самым часто упоминаемым фильмом — «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (3 раза).

Один из конкурсантов упомянул фильм другого конкурсанта: Юсуп Разыков в числе любимых назвал «Ничего личного» Ларисы Садиловой. Кроме того, Нигина Сайфуллаева назвала фильм «Незначительные подробности случайного эпизода» своего мужа Михаила Местецкого, новая картина которого, «Одна историческая ошибка», участвует в короткометражном конкурсе «Кинотавра»- 2019.

«Одесса» (Валерий Тодоровский) — фильм открытия, вне конкурса
«Одесса» (2018)

Одессу в августе 1970 года закрыли на недельный карантин из-за эпидемии холеры. Журналист Борис (Евгений Цыганов) вместе с восьмилетним сыном приезжает в гости к тестю и теще, но отпуск затягивается и меняет жизнь Бориса навсегда.

Все декорации к фильму построили с нуля на «Мосфильме»: дворики с нарочно плохим асфальтом и дома с детально продуманным интерьером точно передали атмосферу Одессы того времени. Кроме Цыганова, снялись Леонид Ярмольник, Ирина Розанова («Интердевочка»), Ксения Раппопорт и Евгения Брик («Географ глобус пропил»).

  • Премьера на фестивале — 9 июня
  • В российском прокате с 5 сентября

Валерий Тодоровский родился в Одессе. Новая его картина практически полностью основана на детских воспоминаниях. Тодоровский дважды получал гран-при «Кинотавра» — за фильмы «Любовник» в 2002-м и «Мой сводный брат Франкенштейн» в 2004 году. И зрительский хит Тодоровского «Стиляги» тоже презентовали в Сочи. Помимо отечественных смотров, работы режиссера участвовали в конкурсе Берлинского кинофестиваля («Страна глухих») и фестиваля в Карловых Варах («Мой сводный брат Франкенштейн»).

Основной конкурс:

«Троица» (Ян Гэ)
«Троица» (2019)

Преподавательница китайского по имени Марго (сама Ян Гэ) признается мужу Джорджу, набожному католику, что изменила ему со студентом, а он начинает ее терзать, водить к священнику и психологу, сходит с ума. Сексуально-религиозная драма, где троица — это и Отец — Сын — Святой Дух, и любовный треугольник одновременно. Снято в Москве, но почему-то на английском.

  • Премьера на фестивале — 10 июня

30-летняя Ян Гэ — актриса «Гоголь-центра», в «Звоните ДиКаприо!» играла массажистку, в недавнем фильме «На Париж!» — проститутку. Для нее «Троица» — уже вторая режиссерская работа. Дебютная «Ню» получила спецприз жюри ММКФ и за пределами смотра пока не демонстрировалась. В главной роли снимает себя, о попадании в конкурс «Кинотавра» высказалась так:

«Для меня большой смысл имеет магия чисел. Мне 30 лет, «Кинотавру» в этом году тоже 30. Мой фильм про троицу — тоже цифра 3. А закрытие фестиваля состоится 16 июня в День Святой Троицы. Невероятное совпадение. И я уверена, это хороший знак».

Любимые фильмы Ян Гэ:

  • «Молодость» (2015, Паоло Соррентино)
  • «Нимфоманка» (2013, Ларс фон Триер)
  • «Одержимость» (2013, Дэмьен Шазелл)
  • «Любовь» (2015, Гаспар Ноэ)
  • «Счастливы вместе» (1997, Вонг Кар-Вай)
  • «Форма воды» (2017, Гильермо дель Торо)
  • «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017, Мартин МакДона)
  • «Крупная рыба» (2003, Тим Бёртон)
  • «Семь» (1995, Дэвид Финчер)
  • «Нефть» (2007, Пол Томас Андерсон)
«Керосин» (Юсуп Разыков)
«Керосин» (2019)

Малобюджетный фильм, снятый в Ярославской области в настоящей избе без поддержки Минкульта. Пожилая женщина (83-летняя Елена Сусанина, для нее это первая главная роль в кино) живет в деревне, к ней с того света в видениях является усатый муж-абьюзер (Валерий Маслов, главная роль в прошлом фильме Разыкова «Турецкое седло»), который при жизни сделал ее инвалидом. Что конкретно происходит дальше неясно: в интервью режиссер обещает обманчиво простую историю со множеством подсмыслов и слоев, в том числе отсылки к отечественному фольклору.

  • Премьера на фестивале — 10 июня

Юсуп Разыков — заслуженный режиссер «Кинотавра» (четвертая его картина в конкурсе) и не только, снимал много еще в родном Узбекистане. С последним фильмом «Турецкое седло» на «Кинотавре» получил два приза диплом от кинокритиков и награду за музыку от жюри. «Керосин» в списке его полнометражных фильмов находится уже в третьем десятке. Параллельно «Кинотавру» на Шанхайском фестивале покажут большой проект Разыкова, «Танец с саблями», байопик композитора Арама Хачатуряна с Амбарцумом Кабаняном в главной роли.

Любимые фильмы Юсупа Разыкова:

«На сегодняшний день список таков. Неизвестно, какой будет завтра…»
  • «Иваново детство» (1962, Андрей Тарковский)
  • «Сталкер» (1979, Андрей Тарковский)
  • «Магнолия» (1999, Пол Томас Андерсон)
  • «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969, Джордж Рой Хилл)
  • «Жестяной барабан» (1979, Фолькер Шлёндорф)
  • «Время танцора» (1997, Вадим Абдрашитов)
  • «Миннесота» (2009, Андрей Прошкин)
  • «Ничего личного» (2007, Лариса Садилова)
  • «Русское» (2004, Александр Велединский)
  • «Жюль и Джим» (1962, Франсуа Трюффо)
«Большая поэзия» (Александр Лунгин)
«Большая поэзия» (2019)

Два друга-инкассатора посещают кружок поэзии и страдают от одиночества. В поисках лирического вдохновения в окружающем их прозаическом мире герои решаются ограбить банк. Роли друзей исполнили Алексей Филимонов («Жить» Сигарева, «Про любовь», «Еще один год») и Александр Кузнецов («Содержанки», «Лето», «Братство»). Первая версия сценария была написана около десяти лет назад, поэтому Лунгину пришлось все переписать, чтобы актуализировать.

  • Премьера на «Кинотавре» — 11 июня

Режиссер и сценарист Александр Лунгин из семьи кинематографистов: дед, Семен Лунгин, написал сценарий к таким картинам, как «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» и «Розыгрыш» (1976), а отец, Павел Лунгин, — сценарист и режиссер фильма «Такси-блюз», который отмечен призом за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 1990 году (для него Лунгин-младший пишет сценарии, в том числе «Братства»). В 2010 году Александр Павлович впервые выступил в качестве режиссера и вместе с Сергеем Осипьяном (сериал «Откровения») снял «Явление природы», который получил приз за операторскую работу на «Кинотавре». «Большая поэзия» первая самостоятельная режиссерская работа Александра Лунгина в полном метре.

Любимые фильмы Александра Лунгина:

  • «Сын» (2002, братья Дарденн)
  • «Плохой лейтенант» (1992, Абель Феррара)
  • «Жестокий полицейский» (1989, Такеши Китано)
  • «Постель, в которой ты спишь» (1993, Джон Джост)
  • «Бартон Финк» (1991, братья Коэн)
  • «Убийство китайского букмекера» (1976, Джон Кассаветис)
  • «Мой друг Иван Лапшин (1985, Алексей Герман)
  • «Великий Уолдо Пеппер» (1975, Джордж Рой Хилл)
  • «Бешеный бык» (1980, Мартин Скорсезе)
  • «Восставший» (1967, Масаки Кобояси)
«Мысленный волк» (Валерия Гай Германика)
«Мысленный волк» (2019)

Зашуганная молодая мама (Елизавета Климова) приезжает в отдаленную деревню к юной душой бабушке (Юлия Высоцкая), которая чем-то пудрит нос на сельской дискотеке и в целях раскрытия нижней чакры легко может переспать со случайным гостем дома. Чтобы держать дочь в тонусе, бабушка придумывает страшилку о гигантском волке-людоеде в лесу, и конечно, сказка быстро перестает быть такой уж выдуманной. Сценарий Юрия Арабова («Монах и бес» Досталя, «Орлеан» Прошкина, «Юрьев день» Серебренникова и, конечно, множество фильмов Александра Сокурова, например, «Фауст»). Название фильма — отсылка к песне группы «Смысловые галлюцинации», для которой Германика написала слова и на которую сняла клип.

  • Премьера на «Кинотавре» — 11 июня

После рэп-сериала «Бонус» для ТНТ каннская лауреатка (дебютный «Все умрут, а я останусь» получил диплом «Золотой камеры») и вдохновенная скандалистка Германика триумфально, как всегда, вернулась с неожиданным, непохожим на нее фильмом, снятым по сценарию Юрия Арабова, в котором, как она сама утверждает, при переносе на экран не поменялось ни одного слова. Сейчас Валерия пишет сериал на английском, как мечтается, для Netflix.

Валерия Гай Германика сообщила «Искусству кино», что у нее нет любимых фильмов.

«Давай разведемся» (Анна Пармас) — дебют
«Давай разведемся» (2019)

В комедии о поисках женского счастья главную роль исполняет Анна Михалкова. Врач-гинеколог Маша — «обычная женщина» сильно за 30 с двумя детьми. Муж героини уходит к 20-летней любовнице, но она не собирается сдаваться и пытается бороться за свое счастье. В конце фильма, как уже известно, играет «Просто светят звезды», песня группы «Ленинград». Продюсируют фильм гендиректор Первого канала Константин Эрнст и Сергей Сельянов («Брат», «Аритмия»).

  • Премьера на фестивале: 12 июня
  • В российский прокат выйдет осенью

Еще один полнометражный дебют конкурсной программы от режиссерки клипов группировки «Ленинград» (начиная с того самого «Экспоната») и сценаристки «Осторожно, модерн!» Анны Пармас. В 2019 году Пармас уже отметили «Никой» и «Золотым орлом» за соавторство сценария к «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой.

Любимые фильмы Анны Пармас:

  • «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино)
  • «Большой Лебовски» (братья Коэн)
  • «После прочтения сжечь» (братья Коэн)
  • «Крепкий орешек» (Джон Мактирнан)
  • «Терминатор» (Джеймс Кэмерон)
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Никита Михалков)
  • «Осенний марафон» (Георгий Данелия)
  • «Пули над Бродвеем» (Вуди Аллен)
  • «Тельма и Луиза» (Ридли Скотт)
  • «Большой куш» (Гай Ричи)
«Однажды в Трубчевске» (Лариса Садилова)
«Однажды в Трубчевске» (2019)

Простая как мир деревенская история. Две семьи живут по соседству. Муж-дальнобойщик, пока в рейсе, тайно встречается с чужой женой. Измена вскроется, и паре придется снять избу в селе неподалеку.

  • Премьера на фестивале: 12 июня

Для Садиловой «Однажды в Трубчевске» (кстати, город совершенно реальный, в Брянской области) — седьмой полнометражный фильм, снят недорого, но с душой, в духе того самого всеми заслуженно любимого советского кино. С «Однажды в Трубчевске» Садилова в 55 лет дебютировала в Каннах, создав своим фильмом смешную параллель с тарантиновским «Однажды… в Голливуде», и подарила главному отборщику фестиваля Тьерри Фремо вязаные варежки. Жаль, осталась без призов в ответ.

Любимые фильмы Ларисы Садиловой:

  • «Тихий Дон» (1957, Сергей Герасимов)
  • «Они сражались за родину» (1975, Сергей Бондарчук)
  • «Осенний марафон» (1979, Георгий Данелия)
  • «Жил певчий дрозд» (1970, Отар Иоселиани)
  • «Амаркорд» (1973, Федерико Феллини)
  • «Ненависть» (1995, Матьё Кассовиц)
  • «Прирожденные убийцы» (1994, Оливер Стоун)
  • «Печки-лавочки» (1972, Василий Шукшин)
  • «Восхождение» (1977, Лариса Шепитько)
  • «Криминальное чтиво» (1994, Квентин Тарантино)
Сериал «Шторм» (Борис Хлебников) — спецпоказ видеосервиса Start
Сериал «Шторм»
  • Премьера на фестивале: 13 июня
  • Премьера на сервисе Start осенью

В новом сериале Бориса Хлебникова «Шторм» главными героями стали двое друзей-милиционеров. Чтобы оплатить лечение супруги, один из них решается на преступление, а второй догадывается об этом и пытается изобличить друга. Роли сыграли Александр Робак («Домашний арест», «Географ глобус пропил»), Максим Лагашкин («Аритмия») и Анна Михалкова («Обычная женщина»). Сценарий к фильму написали Илья Тилькин и Наталья Мещанинова, с которой Хлебников работал над «Аритмией» — обладателем главного приза «Кинотавра» — 2017. По словам режиссера, «Шторм» — это современная история о дружбе и предательстве, о сложности выбора и о том, на что человек готов ради любви.

«Бык» (Борис Акопов) — дебют
Кадр со съемок фильма «Бык»

Сюжет криминальной драмы развивается вокруг молодого лидера преступной группировки 90-х годов Антона Быкова (кличка Бык), который попадает в отделение полиции после очередной уличной разборки. Московский авторитет решает освободить Быка, но просит взамен о маленькой и опасной услуге. Роли в фильме исполнили Юрий Борисов («Хрусталь», «Елена»), Стася Милославская («Обычная женщина», «Красные браслеты») и Игорь Савочкин («Человек, который удивил всех», «Дом» (2011)).

  • Премьера на фестивале: 13 июня

Борис Акопов, выпускник режиссерской мастерской ВГИКа, представит на «Кинотавре» фильм «Бык» в качестве дебютанта. Акопов также выступил в качестве сценариста картины. Помимо основного конкурса «Кинотавра», «Бык» также будет представлен в программе East of the West на грядущем кинофестивале в Карловых Варах.

Любимые фильмы Бориса Акопова:

  • «Человек кусает собаку» (1992, Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Пульворд)
  • «Я — беглый каторжник» (1932, Марвин ЛеРой)
  • «Женщина не в себе» (1974, Джон Кассаветис)
  • «Шум в сердце» (1971, Луи Маль)
  • «Диллинджер мертв» (1968, Марко Феррери)
  • «Ночи в стиле буги» (1997, Пол Томас Андерсон)
  • «Дни жатвы» (1978, Терренс Малик)
  • «Агония» (1974, Элем Климов)
  • «Скверный анекдот» (1966, Владимир Наумов и Александр Алов)
  • «Лучшие дни нашей жизни» (1968, Борис Галантер)
«Мальчик русский» (Александр Золотухин) — дебют
«Мальчик русский» (2019)

Главный герой фильма — доброволец Первой мировой, который теряет зрение в первом же бою, а затем работает на фронте «слухачом»: прослушивает небо с помощью локатора в поисках чужих аэропланов. Действие смонтировано параллельно со съемками современного оркестра, репетирующего Рахманинова. Продюсером фильма выступил Александр Сокуров, на курсе которого в Кабардино-Балкарском институте учился дебютант Золотухин.

Золотухину 30, раньше он учился на программиста, но попал к Александру Сокурову, у которого не видел до того ни одного фильма, и выпустился из его кабардино-балкарской мастерской. Ранее фильмы других выпускников того же курса — Кантемира Балагова («Теснота»), Киры Коваленко («Софичка»), Владимира Битокова («Глубокие реки») — премьеровались на различных фестивалях. «Мальчик русский», в свою очередь, уже был показан в программе «Форум» Берлинале-2019.

Любимые фильмы Александра Золотухина:

  • «Трилогия Апу»: «Песнь дороги», «Непокоренный», «Мир Апу» (1955, 1956, 1959, Сатьяджит Рай)
  • «Процесс Жанны Д'Арк» (1961, Робер Брессон)
  • «Долгие проводы» (1971, Кира Муратова)
  • «Амаркорд» (1973, Федерико Феллини)
  • «Эльвира Мадиган» (1967, Бу Видерберг)
  • «Пейзаж в тумане» (1988, Тео Ангелопулос)
  • «Александра» (2007, Александр Сокуров)
  • «Красная борода» (1965, Акира Куросава)
  • «Аталанта» (1934, Жан Виго)
  • «Шепоты и крики» (1972, Ингмар Бергман)
  • «Берлин, Александерплац» (1980, Райнер Вернер Фассбиндер)
«Куратор» (Петр Левченко) — дебют
«Куратор» (2019)

19 октября 2015 года новостью дня стало сообщение об убийстве в собственном кабинете первого замглавы Красногорского района Юрия Караулова. Темная история с продолжением в виде загадочного самоубийства главного подозреваемого Амирана Георгадзе, несколько цинично прозванного «красногорским стрелком», легла в основу полнометражного дебюта Петра Левченко. В начале фильма следует дисклеймер — «вымысел по мотивам реальных событий».

  • Премьера на фестивале: 13 июня

Петр Левченко когда-то закончил строительный университет, но потом пошел на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. «Куратор» — его первый полнометражный фильм после пары короткометражек (его «Машину», кстати, показывали на фестивале в Триесте).

Любимые фильмы Петра Левченко:

  • «Андрей Рублев» (1966, Андрей Тарковский)
  • «Кес» (1969, Кен Лоуч)
  • «Семь самураев» (1954, Акира Куросава)
  • «Аккатоне» (1961, Пьер Паоло Пазолини)
  • «Без надежды» (1965, Миклош Янчо)
  • «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера» (1974, Вернер Херцог)
  • «Диллинджер мертв» (1969, Марко Феррери)
  • «Мой друг Иван Лапшин» (1986, Алексей Герман)
  • «И стал свет» (1989, Отар Иоселиани)
  • «Семейное гнездо» (1977, Бела Тарр)
«Верность» (Нигина Сайфуллаева)
«Верность» (2019)

Фильм «Верность» рассказывает о супругах Лене и Сереже, которые переживают разлад в отношениях. Решив, что муж завел роман на стороне, Лена начинает встречаться со случайными мужчинами. Подозрения в неверности оказываются напрасными, но обратной дороги нет.

  • Премьера на фестивале: 13 июня

Нигина Сайфуллаева возвращается в Сочи со второй режиссерской работой — фильмом «Верность». Дебютная картина Сайфуллаевой «Как меня зовут» удостоилась диплома жюри на «Кинотавре» в 2014 году. Фильм продюсируют гендиректоры канала ТВ-3 Валерий Федорович и Евгений Никишов («Гоголь», «Полицейский с Рублевки»), для этого же канала Сайфуллаева снимет сериал «Детки».

Любимые фильмы Нигины Сайфуллаевой:

  • «Супермен» (1978, Ричард Доннер)
  • «Последнее танго в Париже» (1972, Бернардо Бертолуччи)
  • «Терминатор 2: Судный день» (1991, Джеймс Кэмерон)
  • «Секретарша» (2002, Стивен Шейнберг)
  • «Незначительные подробности случайного эпизода» (2011, Михаил Местецкий)
  • «Детки в порядке» (2010, Лиза Холоденко)
  • «Манчестер у моря» (2016, Кеннет Лонерган)
  • «Последний киносеанс» (1971, Питер Богданович)
  • «Жестокие игры» (1999, Роджер Камбл)
  • «Портрет в сумерках» (2011, Ангелина Никонова)
«Люби их всех» (Мария Агранович) — дебют
«Люби их всех» (2019)

Вера (Алена Михайлова) — аферистка, вытягивает под видом любовных отношений деньги из мужчин. Ремесло это ей надоело, и она решает обучить напарницу и побольше вытянуть из последнего папика, богатого издателя (Сергей Гармаш). Все идет наперекосяк, когда Вера влюбляется, что ей явно несвойственно, в бывшего любовника (Александр Кузнецов, в него наверняка несложно влюбиться перед камерой. Для него это один из трех фильмов в конкурсе «Кинотавра»).

  • Премьера на фестивале: 14 июня
  • В российском прокате с 3 октября

Мария Агранович пусть и дебютантка, но человек явно неслучайный: дочь оператора Михаила Аграновича, сестра звезды «Юмориста» и постановщика всех церемоний открытия и закрытия «Кинотавра» Алексея Аграновича. Первый ее короткий метр «No problem» получил в Сочи приз в 2010 году, а ее первый же полный метр спродюсировал сам Сергей Сельянов («Брат»).

Любимые фильмы Марии Агранович:

  • «Пролетая над гнездом кукушки» (1975, Милош Форман)
  • «Народ против Ларри Флинта» (1996, Милош Форман)
  • «Леон» (1994, Люк Бессон)
  • «Голубая бездна» (1988, Люк Бессон)
  • «На игле» (1996, Дэнни Бойл)
  • «Брат 2» (2000, Алексей Балабанов)
  • «Голодные игры» (2012, Гэри Росс)
  • «Крылья» (1966, Лариса Шепитько)
  • «Форрест Гамп» (1994, Роберт Земекис)
  • «Цельнометаллическая оболочка» (1987, Стэнли Кубрик)
«Sheena667» (Григорий Добрыгин) — дебют
«Sheena667» (2019)

В центре сюжета лирической комедии «Sheena667» оказывается супружеская пара слегка за 30 из небольшого российского городка, в котором недавно появился интернет. Муж (Владимир Свирский) влюбляется в девушку из интернета под ником Sheena667, а жена (Юлия Пересильд) с этим не смирится.

Дебютанту удалось собрать опытную съемочную группу: оператор Михаил Кричман работал над всеми фильмами Андрея Звягинцева, сценарист Александр Родионов сотрудничал с Валерией Гай Германикой и Борисом Хлебниковым, а Юлия Пересильд («Битва за Севастополь») — дважды получала премию «Золотой Орел» и номинировалась на «Нику».

«Sheena667» — режиссерский полнометражный дебют 33-летнего актера Григория Добрыгина. В 2010 году Добрыгин получил приз Берлинале за роль в фильме «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Одну из недавних ролей актер сыграл в нашумевшей «Матильде» Алексея Учителя.

«Дылда» (Кантемир Балагов) — спецпоказ, вне конкурса
«Дылда» (2019)

В Ленинграде, в коммуналке, в большой и смешной любви живут очень маленький мальчик и очень высокая женщина. Она работает в военном госпитале. Начальник, мятый айболит, подкармливает женщину с ее «мужичком». Иногда она берет «мужичка» с собой на дежурство, где мужики, кто на треть, кто на осьмушку целые, недобитые, играют с новым человеком, показывают ему хором, как волк воет, однорукую птицу и всяких зверей. Мужичок никаких не видел, даже собак. Всех собак в Ленинграде съели.

Всего второй фильм Кантемира Балагова уже показывают на «Кинотавре» вне конкурса, наряду с новыми работами заслуженных Тодоровского и Смирнова. Обе картины ученика Александра Сокурова, самого успешного выпускника его кабардино-балкарской мастерской, попали во вторую по значимости программу Каннского фестиваля «Особый взгляд». Обе получили там приз ФИПРЕССИ, а «Дылда» — еще и награду за лучшую режиссуру.

«Выше неба» (Оксана Карас)
«Выше неба» (2019)

В картине «Выше неба» рассказывается история 18-летней девушки Васи, которая приезжает с родителями на лечение в пансионат. За неделю ее жизнь в корне меняется: Вася встречает первую любовь и пытается обрести внутреннюю свободу. По словам Оксаны Карас, в «Выше неба» поднимается вопрос о том, насколько родители имеют право распоряжаться судьбами детей. Главные роли исполнили Таисия Вилкова («Гоголь: Вий»), Филипп Авдеев (артист «Гоголь-центра», фильмы «Лето», «Кислота»), Виктория Толстоганова («Снежный ангел», «Движение вверх») и Алексей Агранович («Юморист»).

  • Премьера на фестивале: 15 июня
  • В российском прокате с 27 июня

Обладательница главного приза «Кинотавра»-2016 за фильм «Хороший мальчик» Оксана Карас, бывшая тележурналистка, представляет детективную мелодраму «Выше неба». Также режиссер сейчас работает над следующим проектом — «Доктор Лиза» — о правозащитнице Елизавете Глинке, погибшей в авиакатастрофе в 2016 году. Уже закончились съемки.

Любимые фильмы Оксаны Карас:

  • «Полеты во сне и наяву» (1982, Роман Балаян)
  • «Родня» (1981, Никита Михалков)
  • «Конформист» (1970, Бернардо Бертолуччи)
  • «Бойцовский клуб» (1999, Дэвид Финчер)
  • «Форрест Гамп» (1994, Роберт Земекис)
  • «Человек дождя» (1988, Барри Левинсон)
  • «Красная пустыня» (1964, Микеланджело Антониони)
  • «Сладкая жизнь» (1960, Федерико Феллини)
  • «Жил певчий дрозд» (1970, Отар Иоселиани)
  • «На последнем дыхании» (1960, Жан-Люк Годар)
«Сторож» (Юрий Быков)
«Сторож» (2019)

Влад (сам Быков) — сторож средних лет в заброшенном санатории. К нему прибиваются муж с женой, все они вместе прячутся в зимнем ночном лесу от темного прошлого. В камерном фильме на троих актеров, снятом при этом за $850 тысяч, Быков развивает тему жизни простых суровых россиян со сложными проблемами (см. «Майор», «Дурак», «Завод»).

  • Премьера на фестивале: 15 июня

Юрий Быков начинал как актер, но последние годы его жесткие фильмы с двусложными названиями берут все новые вершины: «Майор» участвовал в каннской «Неделе критики», сверхпопулярный «Дурак» — приз «Кинотавра» за сценарий и награду от экуменического жюри в Локарно, «Завод» показали на фестивале в Торонто. «Сторож» — уже вторая за год картина Быкова после «Завода», провалившегося в прокате.

Любимые фильмы Юрия Быкова:

  • «Мой друг Иван Лапшин» (1985, Алексей Герман)
  • «Собачий полдень» (1975, Сидни Люмет)
  • «Крестный отец» (1972, Фрэнсис Форд Коппола)
  • «Список Шиндлера» (1993, Стивен Спилберг)
  • «Сталкер» (1979, Андрей Тарковский)
  • «Ночи Кабирии» (1957, Федерико Феллини)
  • «Семь» (1995, Дэвид Финчер)
  • «Пророк» (2009, Жак Одиар)
  • «Утомленные солнцем» (1994, Никита Михалков)
  • «Осенний марафон» (1979, Георгий Данелия)
«Гроза» (Григорий Константинопольский)
«Гроза» (2019)

Режиссер поставил фильм «Гроза» по собственной адаптации одноименной пьесы Александра Островского. Действие перенесено в наше время и дополнено современным контекстом, но текст оригинального произведения при этом не изменен. Сюжет, как все знают, развивается вокруг замужней девушки Катерины Кабановой, которая страдает из-за властной свекрови Кабанихи. Играют Любовь Аксенова («Русский бес»), Виктория Толстоганова («Снежный ангел», «Движение вверх»), Василий Буткевич («Братство», «Т-34»), Александр Кузнецов («Содержанки», «Лето», «Братство»), Иван Макаревич («Русский бес») и Мария Шалаева («Русалка»).

  • Премьера на фестивале: 15 июня

В этом году среди прочих в Сочи возвращается обладатель приза за лучшую режиссуру за фильм «Русский бес» Григорий Константинопольский. В 90-е годы «русский Тарантино» снимал музыкальные клипы для Аллы Пугачевой, для группы «Машина времени» — на песню «Не стоит прогибаться под изменчивый мир», и так далее. Комедия Константинопольского «Восемь с половиной долларов» 1999 года с Охлобыстиным и Бондарчуком сегодня имеет полноправный культовый статус.

Любимые фильмы Григория Константинопольского:

  • «Космическая одиссея 2001 года» (1968, Стэнли Кубрик)
  • «Солярис» (1972, Андрей Тарковский)
  • «Женитьба Бальзаминова» (1964, Константин Воинов)
  • «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979, Никита Михалков)
  • «Листомания» (1975, Кен Рассел)
  • «Бегущий по лезвию» (1982, Ридли Скотт)
  • «Калина красная» (1973, Василий Шукшин)
  • «Амадей» (1984, Милош Форман)
  • «Весь этот джаз» (1979, Боб Фосси)
  • «Крестный отец» (1972, Фрэнсис Форд Коппола)
  • «Маленький большой человек» (1970, Артур Пенн)
  • «Афера» (1973, Джордж Рой Хилл)
  • «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969, Джордж Рой Хилл)
  • «Бразилия» (1985, Терри Гиллиам)
  • «Багси Мэлоун» (1976, Алан Паркер)
«Француз» (Андрей Смирнов) — фильм закрытия, вне конкурса
«Француз» (2019)

Молодой француз с русскими корнями по имени Пьер Дюран в 1957 году приезжает на стажировку в МГУ. Попытка узнать страну, из которой родом его родители, становится неожиданно судьбоносной. Фильм актера, режиссера и сценариста Андрея Смирнова «Француз», возможно, последний, закроет 30-й «Кинотавр».

  • Премьера на фестивале: 16 июня

Среди режиссерских работ Смирнова — такие фильмы, как «Белорусский вокзал» (1971) и «Осень» (1974), среди актерских — «Елена» Андрея Звягинцева и «Дневник его жены» Алексея Учителя. Андрей Смирнов является также автором сценария «Француза». 78-летний режиссер отказался давать комментарии о фильме из-за наличия в нем образов и тем, которые могут «кому-то не понравиться», и охарактеризовал фильм как «кинематографическое завещание».

Любимые фильмы Андрея Смирнова:

  • «Ночи Кабирии» (1957, Федерико Феллини)
  • «Смерть в Венеции» (1971, Лукино Висконти)
  • «Золотая лихорадка» (1925, Чарли Чаплин)
  • «Андрей Рублев» (1966, Андрей Тарковский)
  • «Дилижанс» (1939, Джон Форд)
  • «Гражданин Кейн» (1941, Орсон Уэллс)
  • «Крестный отец» (1972, Френсис Форд Коппола)
  • «Криминальное чтиво» (1994, Квентин Тарантино)
  • «Летят журавли» (1957, Михаил Калатозов)
  • «На последнем дыхании» (1960, Жан-Люк Годар)

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari