Подборка главных новостей, событий и материалов недели: феномен мерцания экрана и история вертикального формата, сатирический фильм-катастрофа и байопик женщины, написавшей первую книгу на английском.
Роберт Стиннер в In Review Online рассказывает про создание, возможно, первого фильма о массовой стрельбе и объясняет, как режиссеру в 1968 году удалось зафиксировать «проникновение насилия в жизнь общества».
В материале для КиноТВ наша коллега Мария Кувшинова исследует феномен микродрам, «природу аффективного киноформата и причины его массовой популярности». Предлагаем его краткий пересказ:
Постановщица фильма «Откровения Божественной Любви» (Revelations of Divine Love) Кэролайн Голум рассказывает, что привлекло ее в истории Юлианы Нориджской, почему было так важно передать частный опыт героини и как история о Средних веках позволяет рефлексировать современность с ее компромиссами и предполагаемой «интеллектуальной деградацией». Вот несколько цитат:
Об уникальном случае Юлианы и средневековых женщинах:
То, что Юлиана — первая известная женщина, написавшая книгу на английском языке, поражает воображение, а еще это до сих пор не очень широко известно. То, что в XIV веке женщина могла добровольно оставить семью, обязательства и долг, чтобы провести остаток жизни в молитвах и работе над чем-то настолько личным, трудно представить даже сегодня. У кого есть такое время? Я не могу говорить за весь Запад, но, по крайней мере, в США у нас очень узкое представление о том, какой была жизнь женщин в эпоху Средневековья. Мы полагаем, что все женщины были неграмотными, с ними обращались как со скотом, они были лишены богатой внутренней жизни, но реальность была гораздо более разнообразной и интригующей. <...> Несмотря на то, что в центре сюжета — Юлиана, я хотела показать в фильме как можно больше «видов бытия» женщин: не только монахинь, но и дворянок, крестьянок, купеческих жен, жен браконьеров, трактирщиц и так далее.
О персональном подходе к историческому кино:
Создавать «точное» изображение Средневековья — немного дурацкая затея: у нас есть только исторические сведения о том, как люди говорили и вели себя, основанные на сохранившихся материалах и рассказах. Я руководствуюсь философией, согласно которой исторические фильмы касаются двух эпох: той, о которой идет речь, и той, в которой они делаются. Обстановка XIV века является неотъемлемой частью сюжета, но как постановщица я использую эту эпоху, чтобы рассказать о нашей — времени предполагаемого «интеллектуальной деградации» (так называемые Темные века, термин, введенный Петраркой в XIII веке!), социальных и политических потрясений и поиска компромиссов между общественным, социальным и частной жизнью художника.
О собственной правде героини:
Самой важной частью этой истории, тем инструментом, который должен был донести все до зрителя, было показать опыт Юлианы как факт. Верит ли человек в правдивость религиозных явлений, или нет, это почти неважно — чтобы фильм получился, мы должны принять рассказ Юлианы на ее условиях. <...> Снимая видения Юлианы на натуре, при естественном освещении, с более широким кадрированием, а ее земную жизнь — как кукольную и искусственную, мы подчеркиваем, что эти видения для нее реальны, это ее подлинный опыт.
Большое эссе Бильге Эбири для MUBI о частоте кадров и экспериментах с ней, а также о том, почему именно мерцание экрана создает магию кино.
Режиссер и клипмейкер Джозефом Каном, для которого «Ик» стал первым полным метром за семь лет, рассуждает об ином восприятии катастроф и своем визуальном языке, который находит особый отклик у зумеров. Вот основные цитаты:
Об «эмоциональной симуляции» современного восприятия трагедий:
Я думал о том, как современное поколение относится к трагедиям, с большой буквы. Вы видите, как это происходит, мир две недели сходит с ума и говорит: «Все изменилось». И да, все меняется, но в конце концов все возвращается на круги своя. Люди продолжают жить своей жизнью. Это может быть либо невероятным актом глупости, либо актом выживания. Я не знаю точно. Я кинорежиссер. Я не социолог и не историк, так что лучшее, что я могу сделать, — сатирически взглянуть на эти вещи и посмеяться над ними. Я даже не пытаюсь дать вам ответы. Я просто даю вам эмоциональную симуляцию того, каково это — жить в этом конкретном мире. Вот что такое «Ик». «Ик» — это симуляция того, как мы справляемся с монстрами в наш век. <...> Раньше, вплоть до 11 сентября, если случалось что-то большое и безумное, общество объединялось. Сегодня этого нет. В этом, отчасти, заключается сатира «Ика». Когда монстр нападает, мы не сближаемся, мы отдаляемся друг от друга.
О том, почему его кинематографический язык близок зумерам:
У меня есть свой монтажный ритм и способ расположения камеры, и это просто способ рассказывать истории. Мне кажется, что каждое поколение более восприимчиво к моему языку на каком-то странном уровне. Поколение зумеров говорит на моем языке гораздо больше, чем мое поколение, потому что зумеры выросли с инструментами редактирования и телефонами с камерами. Самое забавное в них то, что, с точки зрения зумеров, режиссер — это не просто человек, который направляет камеру на кого-то, он направляет ее на себя. Они всю жизнь снимают фильмы. Поэтому такой монтажный ритм очень естественен для человека, выросшего с этими инструментами. Для некоторых зрителей этот фильм покажется слишком быстрым, но я искренне верю, что для других он покажется вполне естественным и интересным.
В материале Film.ru рассказывается про шесть женщин, которые на заре кинематографа занимались как непосредственно созданием фильмов, так и другими аспектами индустрии, чем оказали на нее серьезное влияние.
Белорусская модель, мечтающая о карьере в Китае, знакомится с таинственным художником-одиночкой, работающим в ночную смену в морге. Ее начинает к нему тянуть, и их встреча становится началом истории любви двух аутсайдеров. Фильм Кремсер и Петера, чьи первые две работы были посвящены жизни бродячих собак в Москве, покажут на фестивале в Локарно, который начнется уже на этой неделе.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari