Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Пали без разбора: «Эддингтон» Ари Астера

«Эддингтон», режиссер Ари Астер, 2025

В основном конкурсе Каннского кинофестиваля, который прямо сейчас проходит на набережной Круазетт, показали новую работу любимца студии А24 Ари Астера. Ксения Ильина рассказывает о том, какой получилась четвертая режиссерская работа постановщика «Солнцестояния» и «Всех страхов Бо».

Май 2020 года, начало пандемийных времен. Утро шерифа городка Эддингтон, штат Нью-Мексико, Джо Кросса (Хоакин Феникс), прямо скажем, не задалось. Ковидный патруль заставляет надеть ненавистную маску (как они посмели приказывать шерифу с астмой, так еще когда никакого вируса нет и в помине?), местная молодежь дерзит на каждом шагу, а законопослушный глава города Тэд Гарсия (Педро Паскаль) требует разобраться с бездомным в баре, который мэр на время локдауна открыл в своем самодельном офисе.

Выглядит как еще один не самый удачный день, после которого хочется вернуться домой, под крылышко к любимой жене. Но и тут не все гладко: Луиза (Эмма Стоун) в затянувшемся депрессивном эпизоде с утра до вечера мастерит странных кукол и мало заинтересована в романтическом общении. Так еще и ее сварливая мамаша (Дейрдре О’Коннелл) поселилась под одной крышей с парой: вроде бы временно, но на деле, вполне возможно, и навсегда. То ли поняв, что хуже уже не будет, то ли собрав в кулак оставшуюся дерзость, то ли прозрев, насмотревшись видео в интернете, шериф снимает ролик для соцсетей, в котором сообщает, что будет баллотироваться в мэры наравне с Гарсией. Последний, давно заручившийся поддержкой местной технокорпорации, которая имеет свои виды на городок, озадачен; недоумевает и стыдится поступка мужа и Луиза. Ковид тем временем — несуществующая, по мнению Кросса, в местных краях мерзость — набирает силу, а активисты после гибели в Миннеаполисе Джорджа Флойда устраивают далеко не мирные протесты на до этого пустынных улицах Эддингтона, вдруг ставшего эпицентром кровавых событий.

Сценарий к своей новой картине 38-летний постановщик Ари Астер снова написал сам, и его неуемной фантазии и острому чутью можно только позавидовать. Попробовав себя в жанре хоррора (дважды) и психологической драмы, в этот раз Астер одним жанром не ограничился. Псевдовестерн режиссера (нельзя же проигнорировать ковбойскую шляпу Кросса, кактусы Альбукерки и разборки «по-мужски») — в первую очередь черная комедия, проходящаяся по всем диагнозам Америки, которые оголила пандемия. И если кому-то для осмысления событий минувших дней нужна дистанция, то Ари Астер не входит в их число. Пяти лет, прошедших с первой вспышки коронавируса, для него оказалось достаточно, чтобы рассказать историю о том, как любой из нас, вне зависимости от взглядов, враз может потерять над собой контроль.

Команда «Эддингтона» перед показом в Каннах: Эмма Стоун, Остин Батлер, Ари Астер, Хоакин Феникс, Педро Паскаль (Фото: Скотт Гарфит)

Режиссер не торопится шокировать зрителя (последняя треть фильма сделает это с лихвой) и проверяет его на прочность и преданность. 2,5-часовой фильм развивается неспешно, и только на втором часу, на блестящей сцене противостояния Феникса и Паскаля на местном мероприятии, режиссер наконец раскрывает карты и начинает палить смыслами и пулями во все стороны. Стартует грандиозное месиво — в прямом и переносном смыслах, — которое закончится только к финалу. Но не то чтобы финал для Астера означает полную остановку — складывается впечатление, что экранного времени для высказывания постановщику даже не хватило.

В «Эддингтоне» несколько сложноустроенных сюжетных линий и множество персонажей — правда, из звездной троицы Паскаль — Стоун — Феникс солирует тут последний, и ему отведено наибольшее количество экранного времени. Ни с одним из героев идентифицировать себя, впрочем, не хочется — но чаще всего хочется проникнуться простым человеческим сочувствием к персонажу Хоакина Феникса. Шериф бурно и с отчаянием последней надежды разрабатывает свою предвыборную кампанию вместе с подчиненными; юные активисты из белых обеспеченных семей протестуют против ущемления прав темнокожих, в то время как у жителей поселения по соседству с Эддингтоном остается все меньше базовых человеческих свобод; героиня Эммы Стоун ударяется во все тяжкие, становясь одержимой предводителем психологической секты (Остин Батлер), а ее мать собирает коллекцию антиковидных теорий заговора. Астер умело управляется с многоуровневым содержимым своей саркастической саги, едко высмеивая уверенность каждого из героев в своей собственной высосанной из пальца правде. Во второй половине фильм и вовсе превращается в одиссею уязвленного и предавшего все возможные принципы человека (Хоакину Фениксу амплуа вконец отчаявшихся героев всегда давалось на ура), которому нечего терять и больше попросту некого жалеть. Справедливость, как вы можете догадаться, не восторжествует, но кое-кто в финале — из активистов, политиков, террористов, пролайферов, левых, правых, обиженных, униженных, ну и просто переболевших ковидом — останется в живых.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari