Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Ощущение апокалипсиса: Карел Рейш и лучший период в истории британского кино

Карел Рейш — чешский человек, выучивший английский, внедрившийся в британскую культуру и ставший классиком британского кино.

В этой лекции Антон Мазуров рассказывает про режиссера Карела Рейша — одного из четырех основателей «свободного кино». Рейш снял всего 16 фильмов (если считать три коротких метра), его очень любили в советском прокате, а покойный артист Альберт Финни сыграл лучшие роли в его картинах. Рейш умер от болезни крови.

«Свободное кино» — это важнейший этап в британском кинематографе, также известный как «новый британский реализм», течение «рассерженные молодые люди» (по аналогии с одноименной литературной группой) или даже «британская новая волна» (появилась раньше французской, но получила такое определение уже после).

Его считают вторым наиболее удачным периодом в истории британского кино. Первый случился в 1920-е, когда возникла британская документальная традиция. «Свободное кино» сформировалось в 1950-е, когда страна пыталась оправиться от ударов Второй мировой войны. В том числе и от потерь в области кинематографии: многие режиссеры переехали в США.

Его основатели — Карел Рейш, Тони Ричардсон, Линдсей Андерсон и Лоренца Маццетти. Сняв несколько документальных фильмов, они написали манифест, сообщающий, что «новый британский реализм» займется проблемами пролетариата, который, естественно, совершенно не интересовал американское кино, а британское эксплуатировало эту тему для так называемых драм «кухонных раковин».

Манифесты приводят к очищению кинематографа.

Стилистическая разница между британской и французской новыми волнами наглядно демонстрирует, как по-разному в этих странах заживали раны войны.

Это 11-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице события или у нас на сайте.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari