Подборка главных новостей, событий и материалов недели: гид по творчеству Вима Вендерса и разговор Пола Томаса Андерсона с Леонардо Ди Каприо, феномен «найденных пленок» и история детского кино Болгарии.
Режиссер и исполнитель главной роли обсуждают долгий путь к созданию фильма, основные темы и источники вдохновения, особенности «политического» кино и современное состояние индустрии. Вот несколько цитат:
О поиске тем, которые действительно волнуют людей:
Андерсон: Политические фильмы — это как горькое лекарство. Есть много исключений из правил — великолепные фильмы, которые являются политическими, но сейчас единственное, что я хочу видеть, — это история, с которой мог бы соотнестись. И единственное, что имеет значение, — это эмоции. Эмоции исходят из истории одной семьи. Они исходят из того, как мы любим и ненавидим. Когда фильмы проповедуют, я перестаю слушать. Невозможно идти в ногу с состоянием мира — поэтому лучше сосредоточиться на вещах, которые всегда в моде. А сделать это можно, отыскав в истории то, что действительно волнует зрителей. У нас это был вопрос: может ли отец найти дочь? Или что значит быть семьей?
О сценарной структуре фильма:
Андерсон: «Винляндия»Постмодернистский роман Томаса Пинчона 1990 года, на котором основан фильм — прим. ИК всегда была слишком сложна для адаптации, поэтому я украл те части, которые мне понравились, и просто сбежал, как вор. Думаю, так поступают все сценаристы: мы все чертовы воры. Мне всегда нравилась структура «Отверженных» [Гюго]. У вас есть дикий и сумасшедший первый акт, а затем вы погружаетесь в историю и должны собрать осколки произошедшего или учитывать тот выбор, который был сделан в первом акте. Это очень хорошая драматическая структура.
О современном состоянии киноиндустрии:
Андерсон: Я просто пытаюсь двигаться в обратном направлении, чтобы удержать хоть какую-то частичку старых времен, которая еще осталась. Это называется отрицанием и ностальгией — пожелайте мне удачи. И я шучу только наполовину. Ирония в том, что лучшая часть жизни — это постоянное движение вперед. Она движется только в одном направлении, так что запрыгивайте и держитесь крепче. Каждая паника по поводу «неба, которое падает» уже была, и случится снова. Лучше всего сохранять спокойствие, не высовываться и посвятить себя работе. Остальное — просто шум. Я люблю наш бизнес, я видел, как он процветал, пожирал сам себя, а затем развернулся, стал сильнее и повторил те же ошибки, которые совершал много лет назад. Несмотря на все это, он все еще стоит на ногах.
Большой текст Ясмины Прайс в MUBI об истоках, развитии и значении эссеистического жанра found footage, который дает голос угнетенным и позволяет деконструировать доминирующие иерархии и режимы видения. По мнению авторки, в 2025 году, в ситуации процветания милитаризма и империализма, «найденные пленки» могут вновь сыграть важную роль, способствуя восстановлению культурной памяти, разрушению господствующих нарративов и переписыванию истории с точки зрения угнетенных.
К 80-летию постановщика Кирилл Артамонов для Film.ru выделяет ключевые черты в творчестве немецкого классика. На первом месте, конечно, ключевые для Вендерса образ дороги и мотив путешествия. Не обходит автор вниманием и любовь режиссера к Японии, симпатией к которой он проникся во Французской синематеке. Среди других увлечений Вендерса — рок-музыка, которая часто звучит в его работах, и фотография: в игровых фильмах он несколько раз делал протагонистами фотографов, а также снял документальную «Соль земли», посвященную знаменитому бразильском фотохудожнику Себастьяну Сальгадо.
Эссе Йоаны Павловой в MUBI о фильмах для всей семьи, снимавшихся в социалистической Болгарии, которые становились пространством для выражения завуалированных тревог и опасений по поводу жизни в стране.
Материал Фрэн Керстейн для In Review Online о малобюджетном фильме «Пересадка в Айдахо» (1973), где более убедительно, чем в сюжетах о климатических или ядерных катастрофах, показаны будущее после конца света и попытки нового поколения жить в гармонии с планетой.
В списке BFI рядом с советской и российской классикой вроде «Человека-амфибии» (1961), «Сталкера» (1979) и «Трудно быть богом» (2013) стоят визионерские картины из Чехии, Польши и других стран. Вот несколько из них:
В странном фэнтезийном мире, где живут молодая девушка, которая защищает яйцо, откуда, как она верит, вылупится ангел, — и юноша, ищущий птицу, которую однажды видел во сне. Выразительная притча Мамору Осии, известного по дилогии «Призрак в доспехах», выйдет в Северной Америке в ноябре. Российский прокат также ожидается осенью.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari