Каннский и Венецианский фестивали, мокьюментари и постправда: номера 1/2 «Искусства кино»

«Записки из подполья»: режиссер Клим Шипенко об ощущении невесомости и «выигранном времени»

«Почему женщины убивают?» (2019 — настоящее время)

В рамках документального проекта «Записки из подполья» разные отечественные кинодеятели рассказывают о своих карантинных мыслях и привычках. Следом за критиками Антоном Долиным, Зарой Абдуллаевой, Андреем Плаховым, режиссером Михаилом Сегалом и продюсером Ильей Стюартом о своих буднях рассказывает режиссер Клим Шипенко («Холоп», «Текст»).

Уже очень давно у меня ощущение, что жизнь ускорилась до предельных оборотов. Что-то все время происходит, и ты хочешь быть частью этого или даже быть впереди. Что-то надо делать, что-то придумывать, бежать, смотреть, лететь, снимать. И все равно ничего не успеваешь. И времени все меньше и меньше, а то, что осталось, утекает сквозь пальцы. Это моя жизнь в последние годы. Или не только моя?

В таком ритме сложно обдумывать, анализировать и пытаться понять, что произошло? В правильном ли направлении я бегу? Почему часто скорость бега не влияет на достижение результатов? А может, вообще не в скорости дело? 

Читать книги не по работе — вообще непозволительная роскошь. Завидую людям, которые быстро читают. Я медленно. Поэтому только на сценарии и выкраиваю время.

И вот все остановилось! Возникла пауза! И что делать?

Когда я летал на самолете, имитирующем невесомость, я испытал похожее состояние. В момент, когда самолет начинает падать и появляются 30 секунд невесомости, первые десять секунд ты пытаешься привыкнуть к новым ощущениям. Вроде должен упасть, но не падаешь, лететь не летишь. Просто висишь в воздухе и удивляешься. Теперь как-то так? На десятой секунде ты понимаешь, что да. Теперь так. И надо с этим что-то делать. Чтобы полететь, надо оттолкнуться. Самолет в ширину размером с небольшую комнату, 20 квадратных метров. Чтобы не удариться об стену, надо останавливать себя руками. В таком состоянии проводишь 15 секунд, после чего ты садишься на батут, чтобы не упасть, когда самолет начнет выравниваться, и затем опять летишь вверх.

«Прекрасная эпоха» (реж. Николя Бедо, 2019)

Так и к карантину пришлось привыкать. Первые дней десять я пытался понять, что это вообще такое. Каникулы? Сначала было на это похоже. Но все закрылось — и все сели дома. Время замедлилось. Остаться в том же ритме отчаянно пытаются соцсети и телевидение. Только там есть иллюзия, что что-то происходит. Хотя бы на полшишечки.

Когда я привык, настало время тишины. Ощущение, схожее с тем, когда ты летишь в самолете, зная, что прилетишь в то же время и в тот же день, когда вылетел. Тогда что это сейчас за время? Его как бы нет, но оно же сейчас происходит. Я понимаю, что я выиграл у жизни это время, чтобы вернуться к реальности уже чуть другим. Более подготовленными. И в этом самолете я пытаюсь что-то обдумать, прочитать, посмотреть, написать, послушать, обсудить и поспать наконец! Многого нельзя делать в таком перелете, но очень многое можно. И времени все это сделать опять не хватает. И ты уже думаешь, что не такой уж и длинный этот перелет. Можно и еще лететь, занимаясь всем этим. И прилетаешь уже другим. А время то же. Ты его не потерял. Скорее, наоборот. Без этого «выигранного времени» ты остался бы тем же. Ты едешь из аэропорта, и начинается реальная жизнь. В том ритме, который был и с которого тебя сбили. Но он быстро тебя вернет в свою скорость, и ты будешь благодарен за то «выигранное время», которое ты использовал, чтобы стать лучше! И теперь готов к новым вызовам!

Из прочитанного на карантине и отсмотренного рекомендую:

Книги:

  • Андрей Геласимов «Чистый кайф»
  • Захар Прилепин ЖЗЛ «Есенин»

Сериалы:

  • «Почему женщины убивают?»

Фильмы: 

  • «Прекрасная эпоха»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari