В свежем номере журнала «Искусство кино»: «Джокер», Венецианский фестиваль — 2019, киновселенная Marvel

Жан Эсташ — режиссер «Мамочки и шлюхи», последнего фильма французской новой волны

В новой лекции познавательнейшего цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров обращается к фигуре Жана Эсташа — сына каменщика, который не закончил школу, но стал важной фигурой в истории французского (и мирового) кинематографа.

Джим Джармуш посвятил Эсташу картину «Сломанные цветы» (2005), а в 2006 году в Центре Помпиду состоялась ретроспектива режиссера, вернувшая его в поле зрения современных синефилов.

Вообще в кино Жан Эсташ попал случайно: его будущая супруга Джоан Делос работала секретарем в Cahier du cinema, и он заходил в редакцию, чтобы встретить ее после работы. В ожидании и разговорах с авторами журнала он погрузился в дивный новый мир, стал читать статьи видных французских кинокритиков, а впоследствии и режиссеров: Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Клода Шаброля, Жака Риветта и прочих. Также он сдружился с Эриком Ромером, у которого успел поработать ассистентом на съемках.

Несмотря на дружбу с левацкой редакцией Cahier du cinema, сам Эсташ был скорее консерватором: его любимым режиссером был Жан Ренуара, а своего рода девизом — «Когда хочется жрать — не думаешь об идеях». Тем не менее его картины, показывавшие жизнь в современном Париже, нередко относят к новой волне. Считается, что «Мамочка и шлюха» (1973) — самая известная картина Эсташа — это последний фильм французской новой волны.

Это 12-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино;
  • В 11-й — про Карела Рейша и послевоенное социальное кино Великобритании.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице события или у нас на сайте.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari