Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Кинотеатральные премьеры недели: 15.08.2024

«Комната 999», 2023

«Комната 999», «Мад» и другие новинки проката.

«Комната 999» (2023)

документальный 

Франция

реж. Любна Плейост

Спустя 40 лет после выхода «Комнаты 666» Вима Вендерса, картины, в которой он заставил участников Каннского фестиваля — Годара, Фассбиндера, Антониони, Спилберга и др. — отвечать на вопросы о смерти кино, режиссер Любна Плейост снимает вольное продолжение этого фильма. На сей раз рассуждать перед статичной камерой о судьбе «седьмого из искусств» будут главные лица сегодняшнего авторского кинематографа. Как почтенные ветераны вроде самого Вендерса, Кроненберга, Ассайаса, Клер Дени и База Лурмана, так и сравнительно молодые авторы: Рорвахер, Эстлунд, Диван, Винокур. Кто-то пышет оптимизмом, как Йоаким Триер, кто-то, как Джеймс Грэй, уверен, что киноискусство обречено; некоторые ведут неспешные беседы с камерой (Надав Лапид), другие — емко и кратко рапортуют о своих планах по защите кинотеатров (Линн Рэмси). «Комнату 999» стоит воспринимать и как палитру мнений громких режиссеров о настоящем и будущем полнометражных фильмов, и как своего рода социологическое исследование: сколько раз объективу адресуются слова «нейросеть», «рилзы» и «Нетфликс». Из версии для российского проката пропал монолог режиссера Кирилла Серебренникова.

«Остров бессмертных», 2023

«Остров бессмертных» (2023)

триллер 

Канада

реж. Кристиан Спаркс

На отдаленном канадском острове проживает закрытая коммуна, в которой царит культ девочки Айлы, обладающей целебным даром. Внезапно, спустя десять лет после того, как мессию еще младенцем принесло сюда бушующее море, она теряет способности, и местные оказываются перед дилеммой: отпустить ее на материк или найти способ принудительно разбудить задремавшую в ней силу. Фильм впервые показали на МКФ в Торонто, где он был отмечен как редкий пример удачного фолк-триллера. Режиссер создал на экране полновесный гибрид «Плетеного человека» и «Пикника у висячей скалы», позаимствовав из культовых картин ощущение таинственности и недоговоренности в отношениях цивилизации и природы. Фэнтези-элементы, выраженные в мифической связи между ребенком и островной стихией, не перебивают, а лишь подчеркивают центральную мысль: венец творения сам является виновником своей погибели. «Остров бессмертных» можно смотреть и как остроактуальную антиутопию, подчеркивающую, что в попытке присвоить блага Земли общество может зайти слишком далеко и лишиться остатков человечности.

«Братья», 2024

«Братья» (2024)

драма

Франция

реж. Оливье Касас

Архитектор Мишель узнает, что его брат пропал из дома, бросается за ним в Канаду, где находит Патриса в окруженной лесом хижине. Мужчины остаются здесь зимовать, попутно вспоминая как, будучи детьми, прожили семь лет в дикой природе. Премьера фильма в России состоялась на фестивале «Французские премьеры», прошедшем в Москве в начале лета. Лента Касаса основана на реальных событиях: в 1948 году двое брошенных мальчишек выживали в лесу, скрывались от диких зверей и, вернувшись в цивилизацию, оказались разлучены на долгие годы. В картине их взрослые версии сыграли звезды французского фестивального кино Иван Атталь и Матьё Кассовиц. Получилась сентиментальная евродрама, в которой злоключения детей — болезни, встреча с цыганским табором, добыча пропитания — развиваются параллельно рефлексии двух мужчин-буржуа, окончательно запутавшихся в собственном прошлом.

«Мад», 2012

«Мад» (2012) 

драма, криминал

США

реж. Джефф Николс

Двое парней-подростков, живущих на берегу Миссисипи, находят на небольшом острове бродягу по имени Мад, скрывающегося здесь от кого-то без припасов, но с пистолетом. Едва мальчишки начинают помогать мужчине смыться, обнаруживается, что за ним охотится не только полиция, но и некие бандиты, готовые заплатить любую цену, чтобы расквитаться с ним. Перевыпуск картины Джеффа Николса, впервые показанной на Каннском фестивале — 2012, связан, надо думать, с громким выходом в этом году его же «Байкеров». «Мад» же, по признанию самого режиссера, стоит охарактеризовывать как «экранизацию рассказа Марка Твена от Сэма Пекинпа». Здесь и правда много черт, привычных для фильмов «Нового Голливуда»: одиночка-идеалист против целого мира, пространство фронтира, маргинальная любовь и мафия. Актеры как один типажные — Мэттью Макконахи в главной роли, совсем юный Тай Шеридан, опытный Сэм Шеппард, нетипичная Риз Уизерспун, Сара Полсон и Майкл Шеннон на втором плане. Николсу хватает мастерства балансировать между крепким жанровым кино и драматической историей взросления со всеми его тупиками, победами и выборами без вариантов ответа.

В сети доступен архивный текст Ольги Шакиной о фильме, написанный в 2012 году.

Составил: Сергей Кулешов.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari