Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Роберт Франк — грандиозный режиссер, которого Джармуш считал отцом американского независимого кино

В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. Герой новой лекции — важнейший американский фотограф, ныне здравствующий 94-летний Роберт Франк, также снявший почти три десятка фильмов. Друг покойного Йонаса Мекаса, важная фигура нью-йоркского андерграунда, хроникер бит-движения.

Роберт Франк родился в Цюрихе, уже в лицее учился фотографии, а затем работал на фото- и киностудиях. В конце 1940-х переехал в Нью-Йорк — бежал от пут обеспеченной семьи. В США снимал для журнала Harper's bazaar, ездил по миру, а в 1957 году с камерой Leica объехал 30 штатов за девять месяцев, результатом чего стал альбом «Американцы», совершивший революцию в фотографии и американском восприятии себя. Франк снимал простых жителей США, часто заваливал горизонт, снимал в расфокусе и отрезал границей кадра головы героев. В каком-то смысле его эстетика была более радикальной, чем у другого фотографа-режиссера — Уильяма Кляйна, совершившего переворот в фэшн-фотосъемке.

Однако помимо фотографии Франка привлекал и кинематограф. Он считал, что

«фотография — это всегда хорошее воспоминание, но если вам нужен режим оживления, передачи всех нюансов атмосферы, то кино с этим справляется очень глубоко. Происходит магия проникновения в пространство».

Первая его картина — снятая на 16-мм пленку «Погадай на ромашке», основанная на третьем акте пьесы Керуака «Поколение бит». Это практически немое кино (в фильме есть некоторые звуки), абсурдистская импровизация, в которой участвуют видные деятели бит-поколения — в частности, Аллен Гинзберг и Питер Орловски.

Фильмография Франка условно делится на две части. Фильмы, которые позволяют понять масштаб его фигуры и киноязыка: например, документальный фильм «Блюз членососа» (1972), откровенно фиксирующий американское турне группы The Rolling Stones. После фильма Мик Джаггер опасался, что группу возненавидят в США. И герметичные, личные фильмы, в которых он снимал детей. Оба ребенка Франка — сын Пабло и дочь Андреа — погибли при трагических обстоятельствах. Не удивительно, что ключевой характеристикой режиссера можно считать грусть.

Это 14-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино;
  • В 11-й — про Карела Рейша и послевоенное социальное кино Великобритании;
  • В 12-й — про Жана Эсташа и конец французской новой волны;
  • В 13-й — про Жана Виго, визуального поэта, повлиявшего на весь французский кинематограф.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari