В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. Герой новой лекции — важнейший американский фотограф, ныне здравствующий 94-летний Роберт Франк, также снявший почти три десятка фильмов. Друг покойного Йонаса Мекаса, важная фигура нью-йоркского андерграунда, хроникер бит-движения.
Роберт Франк родился в Цюрихе, уже в лицее учился фотографии, а затем работал на фото- и киностудиях. В конце 1940-х переехал в Нью-Йорк — бежал от пут обеспеченной семьи. В США снимал для журнала Harper's bazaar, ездил по миру, а в 1957 году с камерой Leica объехал 30 штатов за девять месяцев, результатом чего стал альбом «Американцы», совершивший революцию в фотографии и американском восприятии себя. Франк снимал простых жителей США, часто заваливал горизонт, снимал в расфокусе и отрезал границей кадра головы героев. В каком-то смысле его эстетика была более радикальной, чем у другого фотографа-режиссера — Уильяма Кляйна, совершившего переворот в фэшн-фотосъемке.
Однако помимо фотографии Франка привлекал и кинематограф. Он считал, что
«фотография — это всегда хорошее воспоминание, но если вам нужен режим оживления, передачи всех нюансов атмосферы, то кино с этим справляется очень глубоко. Происходит магия проникновения в пространство».
Первая его картина — снятая на 16-мм пленку «Погадай на ромашке», основанная на третьем акте пьесы Керуака «Поколение бит». Это практически немое кино (в фильме есть некоторые звуки), абсурдистская импровизация, в которой участвуют видные деятели бит-поколения — в частности, Аллен Гинзберг и Питер Орловски.
Фильмография Франка условно делится на две части. Фильмы, которые позволяют понять масштаб его фигуры и киноязыка: например, документальный фильм «Блюз членососа» (1972), откровенно фиксирующий американское турне группы The Rolling Stones. После фильма Мик Джаггер опасался, что группу возненавидят в США. И герметичные, личные фильмы, в которых он снимал детей. Оба ребенка Франка — сын Пабло и дочь Андреа — погибли при трагических обстоятельствах. Не удивительно, что ключевой характеристикой режиссера можно считать грусть.
Это 14-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.
«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari