Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Портрет Led Zeppelin, неснятый эпос про Иисуса, разговор Джармуша с Кроненбергом: главные материалы о кино за неделю 14.04 — 20.04

«Переходный возраст», режиссер Фил Барантини, 2025

Подборка главных новостей, событий и материалов недели: диалог классиков, интервью с режиссером дока о Led Zeppelin и создательницами метафикшн «Изобретение», эссе об однокадровом кино и портрет режиссера Нового Голливуда, который должен стоять в одном ряду со Скорсезе и Олтменом.

Две твердыни: разговор Джима Джармуша и Дэвида Кроненберга
Дэвид Кроненберг для Interview Magazine, 2025

В Interview Magazine вышла беседа культовых режиссеров о «Саване»‎ и других работах канадского визионера, роли художника, трудностях с финансированием, преимуществах «цифры»‎ и отношении к творчеству Дэвида Линча. Вот несколько цитат:

О чуткости художника:

Кроненберг: Я не считаю искусство пророчеством и не думаю, что моя творческая цель — быть пророком. Но если ты художник, то, возможно, твои антенны более чувствительны, чем у других людей, или, по крайней мере, ты более чуток. В обществе есть сигналы, которые указывают, что происходит за пределами обычного понимания людей. Если ты чувствителен к этому и позволяешь этому определять некоторые свои действия, то сможешь предвидеть, что произойдет. Люди особенно часто говорят о «Видеодроме», мол, он предвосхитил интернет и так далее. И когда вы смотрите фильм, с этим вроде бы сложно спорить.

О «холодности»‎ своих фильмов:

Кроненберг: В критике «Савана» прозвучала мысль, что мой кинематограф всегда был холодным. Я никогда не чувствовал, что снимаю холодные фильмы. Я всегда хотел избежать сентиментальности и клишированных эмоциональных крючков — но холодность? Есть один или два критика, которые подхватили это. И я их, конечно, игнорирую.

О сложных отношениях с пленкой:

Кроненберг: Я также не скучаю по работе с пленкой. Нарезка пленки и монтаж были для меня кошмаром. Это очень ограничивало. Сейчас у тебя гораздо больше контроля. И конечно, мы в определенной степени помешаны на контроле, если снимаем фильм. <...> У меня есть ностальгия по старым фильмам, но у меня нет такой потребности, как у Спилберга, снимать на пленку.
Джармуш: Я чувствую то же самое. И я знаю, что Дэвид Линч тоже говорил об этом. Магия пленки и проходящий сквозь нее свет — все это очень красиво, и мы это ценим, — но я никогда больше не буду снимать на пленку. У меня нет бюджета. Квентину Тарантино повезло, что у него есть деньги на это. А я не могу. Я не вижу в этом смысла.
Кроненберг: Обычно я делаю один или два дубля. В старые времена мы говорили: «Окей, давайте снимем один для лаборатории» — потому что в лаборатории один дубль всегда погибал в химической ванне или оказывался зажеван в аппарате.
Джармуш: Да. Ну, я не знаю, о чем еще можно рассказать, кроме ужаса попыток собрать деньги на нашу работу. (Смеется.)
Кроненберг: Настоящий фильм ужасов — это следить за бедным режиссером, который пытается собрать деньги.

Бонус: эссе MUBI о «Саване» как «пространной медитации об образах тела — включая тело фильма, который мы смотрим».

«Изобретение»‎ и проживание утраты в формате метафикшена
«Изобретение», режиссерка Кортни Стивенс, 2024

Режиссерка Кортни Стивенс с соавторкой Калли Эрнандес, также сыгравшей главную роль, рассказывают Metrograph Magazine, как пытались примириться с потерей отцов — и как фильм обретал необычную форму, которая ставит под вопрос достоверность изображения. Вот основные цитаты:

Об изменчивой достоверности пленки и «цифры»‎:

Стивенс: Да, интересно: в 2025 году какой медиум ощущается наиболее похожим на реальность, наиболее достоверным? Кадры, снятые на телефон? Раньше в документалистике было принято считать, что цифровое пространство сигнализирует о реальности, а целлулоид — о кино, то есть ее конструировании. Но сейчас мы живем в такой мешанине, что, возможно, наша чувствительность сместилась с типа и текстуры медиа на аффект и намерение. В отличие от шаблонных телешоу, которые, даже если они не прописаны заранее, кажутся чересчур определенными в воздействии на зрителя, игровые сцены в фильме создают пространство для более серьезного исследования. Здесь больше места для настоящего созерцания, так что, я полагаю, это иное прочтение реальности. Возможно, это отголосок более масштабной катастрофы, которую мы переживаем, в связи с тем, что называют «контентом». Материал движущегося изображения стал гладкой тканью интернета, так что, возможно, тяжелая работа по съемке на целлулоид несет нечто новое: намерение и внимание, которые могут показаться либо чрезмерными, либо очень многообещающими.

О полувымышленном пространстве фильма:

Эрнандес: Да, личный элемент всегда присутствовал, но истинный метафикшен начал причудливо раскрываться, только когда я поделилась с Кортни архивом отца. <...> Сама работа над фильмом была в высшей степени эмпирической, и результатом ее стал расцвет чего-то совершенно нового.
Стивенс: <...> Мы поняли, что в основе истории лежат вымыслы, фантазии и придумывание историй, чтобы справиться с горем (что также перекликается с характерами обоих наших отцов). Мне показалось, что это желание узнать правду о родителях и смириться с их непознаваемостью лучше всего можно передать в нечетком пространстве между реальностью и выдумкой.
Эрнандес: Да, этот фильм почти как артефакт. Где-то в лимбе между реальным и нереальным, мертвым и живым, легкомысленным и благоговейным. Когда я обратилась к Кортни с предложением поработать над фильмом о «мертвом отце», это было в формате свободного сотрудничества, которое проистекало из нашего опыта, вопросов без ответов и интриги, окружающей горе.
Реалистичная эпопея о политическом заключенном: каким мог получиться фильм Карла Теодора Дрейера об Иисусе Христе
«Страницы из книги Сатаны», режиссер Карл Теодор Дрейер, 1920

Материал BFI об одном из самых известных нереализованных фильмов в истории, который датский режиссер разрабатывал в течение нескольких десятилетий.

  • Для молодого Дрейера, только начинавшего карьеру, первый просмотр «Нетерпимости» (1916) Дэвида Уорка Гриффита стал настоящим откровением: «Я ушел домой совершенно ошеломленный, потрясенный новаторским ритмом и количеством крупных планов» — вспоминал он. Вскоре режиссер приступил к работе над межэпохальной эпопеей «Страницы из книги Сатаны» (1920). В обоих фильмах одна из ключевых сюжетных линий посвящена смерти Христа.
  • Со временем Дрейер начал планировать реалистическую киноленту о жизни Христа. Впервые он задумался об этой теме вскоре после «Страстей Жанны д'Арк» (1928), но идея начала выкристаллизовываться, лишь когда нацисты захватили Данию, в 1940 году. Режиссер был в ужасе от развернувшегося угнетения сограждан и безудержного антисемитизма, в чем ощутил параллель с политической реальности времен Христа, когда Иудея находилась под властью тиранической Римской империи. Считая главной причиной антисемитизма нарратив о вине евреев в смерти Христа, Дрейер задумал эпическую постановку, которая переложила бы ответственность на римских оккупантов, которые, по его мнению, казнили Иисуса как политического заключенного.
  • Постановщик стремился изобразить Христа не только как человека из плоти и крови, но и как практикующего иудея: например, Тайная вечеря у Дрейера превращается в празднование Пасхи с соответствующим еврейским ритуалом (Седером). Такое внимание к бытовым деталям, подкрепленное годами исследований, придавало рукописи датчанина реалистичное ощущение времени и места. Таким образом он укоренял в сюжете «еврейские» реалии жизни Иисуса, что совершенно не похоже на обычные изображения Христа — включая предыдущую, довольно традиционную попытку самого Дрейера.
  • Датчанин хотел снимать на иврите, в цвете и для широкого экрана. Причиной, по которой фильм не удалось реализовать, часто считают неблагонадежного американского продюсера Блевинса Дэвиса. Тем не менее Дрейер использовал некоторые идеи в поздних шедеврах — «Слове» (1955) и «Гертруде» (1964). В первом он исследовал, как сделать чудеса правдоподобными, во втором — стремился придать особый вес диалогам за счет сценической неподвижности.
«Переходный возраст» и «формальный СДВГ» однокадрового кино
«Переходный возраст», режиссер Фил Барантини, 2025

Красноречивое эссе Little White Lies о том, как в однокадровых проектах, вроде недавнего хита Netflix, форма выходит на первый план — в ущерб содержанию, — а зрителю под видом фиксации реальности предлагается лишь набор трюков.

  • Форма одновременно является и содержанием, но Фил Барантини в «Переходном возрасте» пытается их разделить. Темы сериала и однокадровая съемка не сопоставляются и даже не диаметрально противоположны — они изолированы. Режиссер использует формальный прием, чтобы быстрее вовлечь зрителя и придать истории видимость глубины, которую легко оправдать реализмом, интенсивностью или ростом напряжения. Он делает ставку на восторг от того, как этого удалось добиться.
  • Для большинства однокадровых проектов форма — это наживка, а содержание остается в стороне. Как демонстрирует пример «Переходного возраста»‎, подобный формат требует постоянного движения, чтобы сохранять увлекательность. Такой «формальный СДВГ»‎, когда невозможно использовать статичную камеру и элегантное кадрирование или приблизиться к поэтичности медленного кино, сводит сложную тему к репликам персонажей.
  • Однокадровые фильмы существуют в категориях логистики, а не монтажа. Несмотря на очевидную трудоемкость и техническое совершенство «Переходного возраста»‎, его «фиксация реальности»‎, скорее, порождает идеальный климат для думскроллинга. При всех разговорах о «напряженном темпе повествования», формальный подход часто делает сериал до ужаса растянутым, что указывает на важность деления кадров лучше, чем любая смонтированная работа.
  • В качестве удачного примера однокадровой съемки приводится «Веревка»‎ (1948) Альфреда ХичкокаНа самом деле в фильме девять монтажных склеек, что было вызвано техническими ограничениями: бобины с пленкой хватало лишь на десять минут — прим. ИК. Он не стремился к фальшивому реализму и сам признавал, что снял ее в качестве трюка. Именно неприкрытой аттракционности и кэмповости, по мнению автора эссе, не хватает последующим «размашистым, но утилитарным»‎ однокадровым фильмам.
Два часа с Led Zeppelin: как создавался IMAX-фильм с участием легендарных рокеров
«Становясь Led Zeppelin», режиссер Бернард Макмэйхон, 2025

Режиссер Бернард Макмэйхон описывает Variety многолетнюю работу над амбициозным доком о начале карьеры группы, где он уходит от классической структуры байопиков, предлагая доверительный разговор с живыми участниками Led Zeppelin и строя повествование по мотивам их песен. Вот несколько цитат:

Об интимной достоверности фильма:

Знаете, гораздо проще снимать фильм, в котором говорят другие люди или рассказчики, потому что можно выстроить все эти повествовательные хитросплетения. Однако здесь они [участники группы] на месте, и им приходится рассказывать свою историю в реальном времени — у них нет возможности вернуться и пересмотреть прошлое, понимаете? <...>
Для меня мечта — чтобы вы (зрители) провели два часа с этими людьми. Это те ребята, которых я встретил, с правильным балансом энергии, задумчивости, пафоса, эмоций... Это тот баланс, с которым я столкнулся. И я пытаюсь перенести это на экран. Принято считать, что они никогда не заговорят. Так что если у вас есть шанс сделать это, вы должны получить дистиллят того, о чем они говорят, их словами. Поскольку — я надеюсь, через много лет, — когда они уйдут из жизни, рассказывать об этом будут уже только говорящие головы.

О проблеме фильмов о рок-музыке:

Главная особенность фильмов о рок-музыке в том, что они всегда сосредоточены совершенно не на том, как создается музыка. Вы имеете дело с музыкой, которую слушают уже 55 лет, — и люди могут рассказать вам, что это такое, как они это сделали, как эмоционально они до этого дошли и что они пытались выразить.
Обычное дело в музыкальных документальных фильмах — проскочить через все это, чтобы добраться до места, где они рассказывают вам обо всех проблемах, с которыми столкнулись через несколько лет, когда это стало бизнесом, и они записывают пятый альбом, и это просто промышленный процесс. <...> Я не думаю, что это помогает понять жизнь и состояние человека или то, как можно что-то сделать.
Романтический реализм Джерри Шацберга — недооцененного автора Нового Голливуда
«Пугало», режиссер Джерри Шацберг, 1973

Большой материал MUBI о творческом пути 97-летнего фотографа и режиссера, которого всегда отличал интерес к судьбам аутсайдеров, непостоянству человека и трагикомической повседневности.

  • В 1968 году Джерри Шацберг — один из лучших модных фотографов США той поры — продал студию, чтобы в возрасте 41 года начать карьеру режиссера в реалиях Нового Голливуда. Если снимками он мягко спускал с пьедестала культовые фигуры, то в трагикомических фильмах улавливал непостоянство повседневной жизни, не уклоняясь от политики и физического опыта. Однако режиссер не получил того признания, что другие представители поколения вроде Мартина Скорсезе и Роберта Олтмена.
  • Идея дебютной «Загадки незаконнорожденного»‎ (1970) появилась у Шацберга после долгих бесед с супермоделью Энн Сент-Мари о ее детстве, пережитых травмах и отношении к индустрии моды. Главную роль в фильме о путешествии бывшей иконы стиля по волнам памяти сыграла Фэй Данауэй.
  • После разгромной критики Шацберг собирался оставить кино и отказался от сценария «Паники в Нидл-парке», но, узнав, что на главную роль приглашен молодой Аль Пачино, быстро изменил решение. Вместе с оператором Адамом Холендером (‎«Полуночный ковбой»‎) он запечатлел мрачные реалии и героиновую культуру Нью-Йорка 1960-х. На Каннском кинофестивале 1971 года фильм наградили за лучшую женскую роль (Китти Уинн). 
  • По приглашению Аль Пачино режиссер снял magnum opus — «Пугало» с ним и Джином Хэкменом, где деконструировал жанр американского роад-муви. В раскованном и свободном фильме он чутко препарировал атрибуты мужественности, любви и мужской близости, демонстрируя взаимодействие точно выстроенных кадров с неуравновешенной, раздражительной человеческой натурой. Шацберг охарактеризовал проект так: «Я считаю, что все мы жертвы. Мне нужно было выплеснуть это наружу»‎. Несмотря на главный приз в Каннах, Warner Bros. его никак не продвигала и он провалился в прокате.
  • Затем последовала «Сладкая месть» (1976) — более скромная работа, где режиссер вновь обратился к свободолюбивым аутсайдерам, ущемленным американским государством. С этого момента его карьера становится более пестрой, а последующие фильмы редко достигают уровня первых работ. В конце карьеры триумфом Шацберга стало «Воссоединение» (1989) — история дружбы двух немецких мальчиков на фоне прихода к власти нацистов, которую вспоминает один из них, впервые возвращаясь в Германию 40 лет спустя. Проницательный взгляд режиссера не позволяет фильму уйти в напыщенность, сохраняя близость к обычной, повседневной жизни героев.
Вышел трейлер «Поколения романтиков»‎ Цзя Чжанкэ
«Поколение романтиков», режиссер, Цзя Чжанкэ, 2024

Режиссер обратился ко всем прошлым работам, предлагая эпический взгляд на судьбу многолетней героини Цяоцяо (Чжао Тао), чьи индивидуальные переживания разворачиваются на фоне бурных эмоциональных и социальных перемен в Китае последних 20 лет. Фильм из конкурса прошлогоднего Каннского фестиваля выйдет в США 9 мая.

Трейлер «Поколения романтиков», режиссер, Цзя Чжанкэ, 2024

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari