Подборка главных новостей, событий и материалов недели: диалог классиков, интервью с режиссером дока о Led Zeppelin и создательницами метафикшн «Изобретение», эссе об однокадровом кино и портрет режиссера Нового Голливуда, который должен стоять в одном ряду со Скорсезе и Олтменом.
В Interview Magazine вышла беседа культовых режиссеров о «Саване» и других работах канадского визионера, роли художника, трудностях с финансированием, преимуществах «цифры» и отношении к творчеству Дэвида Линча. Вот несколько цитат:
О чуткости художника:
Кроненберг: Я не считаю искусство пророчеством и не думаю, что моя творческая цель — быть пророком. Но если ты художник, то, возможно, твои антенны более чувствительны, чем у других людей, или, по крайней мере, ты более чуток. В обществе есть сигналы, которые указывают, что происходит за пределами обычного понимания людей. Если ты чувствителен к этому и позволяешь этому определять некоторые свои действия, то сможешь предвидеть, что произойдет. Люди особенно часто говорят о «Видеодроме», мол, он предвосхитил интернет и так далее. И когда вы смотрите фильм, с этим вроде бы сложно спорить.
О «холодности» своих фильмов:
Кроненберг: В критике «Савана» прозвучала мысль, что мой кинематограф всегда был холодным. Я никогда не чувствовал, что снимаю холодные фильмы. Я всегда хотел избежать сентиментальности и клишированных эмоциональных крючков — но холодность? Есть один или два критика, которые подхватили это. И я их, конечно, игнорирую.
О сложных отношениях с пленкой:
Кроненберг: Я также не скучаю по работе с пленкой. Нарезка пленки и монтаж были для меня кошмаром. Это очень ограничивало. Сейчас у тебя гораздо больше контроля. И конечно, мы в определенной степени помешаны на контроле, если снимаем фильм. <...> У меня есть ностальгия по старым фильмам, но у меня нет такой потребности, как у Спилберга, снимать на пленку.
Джармуш: Я чувствую то же самое. И я знаю, что Дэвид Линч тоже говорил об этом. Магия пленки и проходящий сквозь нее свет — все это очень красиво, и мы это ценим, — но я никогда больше не буду снимать на пленку. У меня нет бюджета. Квентину Тарантино повезло, что у него есть деньги на это. А я не могу. Я не вижу в этом смысла.
Кроненберг: Обычно я делаю один или два дубля. В старые времена мы говорили: «Окей, давайте снимем один для лаборатории» — потому что в лаборатории один дубль всегда погибал в химической ванне или оказывался зажеван в аппарате.
Джармуш: Да. Ну, я не знаю, о чем еще можно рассказать, кроме ужаса попыток собрать деньги на нашу работу. (Смеется.)
Кроненберг: Настоящий фильм ужасов — это следить за бедным режиссером, который пытается собрать деньги.
Бонус: эссе MUBI о «Саване» как «пространной медитации об образах тела — включая тело фильма, который мы смотрим».
Режиссерка Кортни Стивенс с соавторкой Калли Эрнандес, также сыгравшей главную роль, рассказывают Metrograph Magazine, как пытались примириться с потерей отцов — и как фильм обретал необычную форму, которая ставит под вопрос достоверность изображения. Вот основные цитаты:
Об изменчивой достоверности пленки и «цифры»:
Стивенс: Да, интересно: в 2025 году какой медиум ощущается наиболее похожим на реальность, наиболее достоверным? Кадры, снятые на телефон? Раньше в документалистике было принято считать, что цифровое пространство сигнализирует о реальности, а целлулоид — о кино, то есть ее конструировании. Но сейчас мы живем в такой мешанине, что, возможно, наша чувствительность сместилась с типа и текстуры медиа на аффект и намерение. В отличие от шаблонных телешоу, которые, даже если они не прописаны заранее, кажутся чересчур определенными в воздействии на зрителя, игровые сцены в фильме создают пространство для более серьезного исследования. Здесь больше места для настоящего созерцания, так что, я полагаю, это иное прочтение реальности. Возможно, это отголосок более масштабной катастрофы, которую мы переживаем, в связи с тем, что называют «контентом». Материал движущегося изображения стал гладкой тканью интернета, так что, возможно, тяжелая работа по съемке на целлулоид несет нечто новое: намерение и внимание, которые могут показаться либо чрезмерными, либо очень многообещающими.
О полувымышленном пространстве фильма:
Эрнандес: Да, личный элемент всегда присутствовал, но истинный метафикшен начал причудливо раскрываться, только когда я поделилась с Кортни архивом отца. <...> Сама работа над фильмом была в высшей степени эмпирической, и результатом ее стал расцвет чего-то совершенно нового.
Стивенс: <...> Мы поняли, что в основе истории лежат вымыслы, фантазии и придумывание историй, чтобы справиться с горем (что также перекликается с характерами обоих наших отцов). Мне показалось, что это желание узнать правду о родителях и смириться с их непознаваемостью лучше всего можно передать в нечетком пространстве между реальностью и выдумкой.
Эрнандес: Да, этот фильм почти как артефакт. Где-то в лимбе между реальным и нереальным, мертвым и живым, легкомысленным и благоговейным. Когда я обратилась к Кортни с предложением поработать над фильмом о «мертвом отце», это было в формате свободного сотрудничества, которое проистекало из нашего опыта, вопросов без ответов и интриги, окружающей горе.
Материал BFI об одном из самых известных нереализованных фильмов в истории, который датский режиссер разрабатывал в течение нескольких десятилетий.
Красноречивое эссе Little White Lies о том, как в однокадровых проектах, вроде недавнего хита Netflix, форма выходит на первый план — в ущерб содержанию, — а зрителю под видом фиксации реальности предлагается лишь набор трюков.
Режиссер Бернард Макмэйхон описывает Variety многолетнюю работу над амбициозным доком о начале карьеры группы, где он уходит от классической структуры байопиков, предлагая доверительный разговор с живыми участниками Led Zeppelin и строя повествование по мотивам их песен. Вот несколько цитат:
Об интимной достоверности фильма:
Знаете, гораздо проще снимать фильм, в котором говорят другие люди или рассказчики, потому что можно выстроить все эти повествовательные хитросплетения. Однако здесь они [участники группы] на месте, и им приходится рассказывать свою историю в реальном времени — у них нет возможности вернуться и пересмотреть прошлое, понимаете? <...>
Для меня мечта — чтобы вы (зрители) провели два часа с этими людьми. Это те ребята, которых я встретил, с правильным балансом энергии, задумчивости, пафоса, эмоций... Это тот баланс, с которым я столкнулся. И я пытаюсь перенести это на экран. Принято считать, что они никогда не заговорят. Так что если у вас есть шанс сделать это, вы должны получить дистиллят того, о чем они говорят, их словами. Поскольку — я надеюсь, через много лет, — когда они уйдут из жизни, рассказывать об этом будут уже только говорящие головы.
О проблеме фильмов о рок-музыке:
Главная особенность фильмов о рок-музыке в том, что они всегда сосредоточены совершенно не на том, как создается музыка. Вы имеете дело с музыкой, которую слушают уже 55 лет, — и люди могут рассказать вам, что это такое, как они это сделали, как эмоционально они до этого дошли и что они пытались выразить.
Обычное дело в музыкальных документальных фильмах — проскочить через все это, чтобы добраться до места, где они рассказывают вам обо всех проблемах, с которыми столкнулись через несколько лет, когда это стало бизнесом, и они записывают пятый альбом, и это просто промышленный процесс. <...> Я не думаю, что это помогает понять жизнь и состояние человека или то, как можно что-то сделать.
Большой материал MUBI о творческом пути 97-летнего фотографа и режиссера, которого всегда отличал интерес к судьбам аутсайдеров, непостоянству человека и трагикомической повседневности.
Режиссер обратился ко всем прошлым работам, предлагая эпический взгляд на судьбу многолетней героини Цяоцяо (Чжао Тао), чьи индивидуальные переживания разворачиваются на фоне бурных эмоциональных и социальных перемен в Китае последних 20 лет. Фильм из конкурса прошлогоднего Каннского фестиваля выйдет в США 9 мая.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari