После годичного перерыва «Искусство кино» возвращает традиционный опрос кинокритиков и кураторов, которые выбрали лучшие российские фильмы прошедшего 2024 года.
Общая десятка составлена по количеству упоминаний того или иного фильма в индивидуальных списках. Важное уточнение: в этом году мы ставили ограничение — просили все-таки называть фильмы 2024 года. В опросе приняло участие 35 кинокритиков и кураторов.
В 2021 году победителем опроса «Искусства кино» были «Обходные пути» Екатерины Селенкиной, в 2022-м — «Экспресс» Руслана Братова. В этом году лидером опроса стал долгожданный фильм Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе».
Итоговый список:
1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе) — 20 голосов.
2. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова) — 18.
3. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин) — 16.
4–5. «Кончится лето» (Владимир Мункуев, Максим Арбугаев) — 15.
«Вечная зима» (Николай Ларионов) — 15.
6–7. «Осколки» (Маша Черная) — 10.
«Ровесник» (Федор Кудрявцев)— 10.
8–9. «Пришелец» (Иван Соснин) — 9.
«На этой земле» (Рената Джало) — 9.
10–11. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов) — 8.
«Мы жили счастливо» (Илья Леутин) — 8.
Зара Абдуллаева («Искусство кино»)
Тимур Алиев
Андрей Апостолов (фестиваль «Окно в Европу», Горький fest)
Ситора Алиева (фестиваль «Короче»)
Катя Белоглазова («Послание к человеку»)
Денис Виленкин (Афиша-Daily)
Когда я думаю о российском кино 2024 года, активное воображение (как его называл Карл Густав Юнг) оставляет передо мной три образа. А поскольку 2024-й на моей памяти самый слабый год в российском кино за несколько десятилетий, я пойду на поводу у бессознательного и обозначу символы, которые, в свою очередь, привязаны к фильмам. Образы русского.
«Ему рисовалась милая картина, как он, седой и благообразный, полный мира и тихой любви к людям, сидит, подобно старцу Иоанну, на крылечке, источая из души своей ласковые, смиряющие людей слова».
«Жизнь Матвея Кожемякина». Максим Горький
Фильмы :
Никита Демченко («Кинопоиск»)
Сергей Дешин (фестиваль Voices)
Спец упоминания:
Ная Гусева (film.ru)
Максим Ершов (КИНО ТВ)
Антон Захаров (кинотеатр «Мосфильм»)
Никита Карцев («Искусство кино»)
«Вышел зайчик погулять» (Асель Багаутдинова).
«Гимн чуме» (Ataka51).
«Девушка Роза» (Полина Капантина).
«Мы жили счастливо» (Илья Леутин).
«Осколки» (Маша Черная).
«Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
«Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
Василий Корецкий («Кинопоиск»)
Денир Курбанджанов (кинотеатр «Победа»)
Сергей Кулешов («Искусство кино»)
Лариса Малюкова
Евгений Майзель («Искусство кино»)
В алфавитном порядке:
«Без названия» (Untitled) (Марк Петровицкий).
Миниатюрная, дебютная, почти беспредметная зарисовка, снятая на пленку независимым московским энтузиастом экспериментального кино, ведущим синефильский паблик в VK и регулярно проводящим показы в разных киноклубах столицы. Формально Untitled (явно отсылающую к послевоенному американскому авангарду) можно описать так: Мари Менкен времен Glimpse of the Garden встречает Tони Конрада времен Flicker.
(Естественно, никто не обязан был знать о существовании этого фильма, практически не имевшего показов, однако, по моему мнению, он достоин включения как минимум по двум причинам: 1) ради символической поддержки так называемого любительского кино; 2) с целью напоминания коллегам да и самому себе о необходимости слежения за разным, и в том числе «внесистемным», кинематографом.)
«Брат-3» (Валерий Переверзев).
Абсолютно беспрецедентная и в то же время назидательная история: радикальное авторское кино, не похожее ни на что на свете (и уже за это достойное включения в любой именно кинокритический топ), «Брат 3» ухитрился не только вызвать почти полное (исключения единичны) равнодушие в среде отечественных критиков, но и собрать — под международным названием The Brattt — не менее трех десятков наград по всему свету (и, скорее всего, я сейчас занижаю реальное число). Воистину, нет пророка в своем отечестве, особенно если он посмел назвать свой фильм «Брат 3».
«Жар-птица» (Роман Михайлов).
О Михайлове сказано достаточно. Как и режиссер «Брата 3», он тоже чужак, но, в отличие от Переверзева, сумел добиться признания на родине. В «Жар-Птице» эта суперновая звезда авторского российского кино держит курс прямо на (фронтальный) свет, а свободная сценарная основа то и дело норовит выйти за пределы авторского замысла — но не из-под авторского контроля.
«На этой земле» (Рената Джало).
Есть достижения и в системном профессиональном кино. Дебютантка, выпускница ВГИК (мастерская Алексея Учителя) выпустила интересно написанный (вместе с Елизаветой Мелединой), уверенно срежиссированный, точно сыгранный и восхитительно снятый (Екатериной Смолиной) фильм-фантазию о русской деревне XVIII века. Насколько могу судить, это претендент на центральное событие в области российского авторского кинематографа в этом году. Международная премьера состоится в Роттердаме уже через месяц, а в России в скором времени должен стартовать прокат.
«Папины письма» (Алексей Евстигнеев).
Этот мультфильм или, как иногда говорят, анимадок основан на истории ведущего русского, советского метеоролога Алексея Вангенгейма. В 1934 году он был арестован по стандартному обвинению во вредительстве и контрреволюционной деятельности; через три года его расстреляют, а оставшееся время он проведет на Соловках, откуда будет писать изумительные письма с картинками и гербариями своей младшей дочери Элеоноре, рассказывая о законах природы и живых существах, что ее населяют. Во многих смыслах достойная и, увы, остроактуальная работа.
«Поверка» (Слава Федоров).
«Поверка» (как и пятая картина Федорова, «Идеальная тишина», тоже вышедшая в 2024 году и тоже достойная включения в этот топ) продолжает тематику культовой «трилогии ЖКХ» https://mpfest.ru/2022/fedorov_trilogy, состоящей из постдоков «Безопасный регион» (2019), «Частная жизнь Игоря Николаевича» (2020), «Наводка» (2021). На сей раз герои сосредоточены на своей работе: как и в «Наводке», ходят по квартирам, прислушиваются к гулу труб, забираются в подвалы и шахты лифта, чтобы все-таки выявить причину той или иной странности. Все эти фильмы Федорова занимают промежуточную территорию между неигровым и игровым кино, и в этой неуловимости их главное чудо.
«Последнее лето» (Виталий Акимов) // «Осколки» (Маша Черная).
Многие области и явления жизни сегодня исчезают с киноэкрана, но независимая документалистика все-таки еще существует. Два очень разных по замыслу и строению дока основаны на общей фактуре, а именно — досуге альтернативной молодежи из арт-коммуны — так называемого милютинского сквота (когда-то о ней снимал и Вадим Костров). Оба фильма — ценные свидетельства эпохи.
«Праздники» (Саша Зубковский).
Образец настоящего пленочного found footage, сымпровизированный фильм, смонтированный из любительских пленок советского времени, найденных на барахолках Андреем Макотинским — независимым куратором и со-основателем объединения ЦИКЛ, исследующего любительские советские фильмы. Ни те, кто снимал, ни те, кто изображен, неизвестны. Звуковую дорожку, концептуально состоящую из таких же случайных кассетных записей с голосами людей, застольями и песнями, записал экспериментальный музыкант Виталий Маклаков, много работающий с темами памяти.
«Путешествие в удивительный мир» (Лола Палмер).
Какой может быть топ без абстрактной анимации? Конечно, короткий 16-минутный фильм неизвестного автора, спрятавшегося под псевдонимом, может быть назван абстрактным и анимированным лишь с оговорками, однако впечатление, которое производит эта живописная мультиэкранная работа, снятая на «очень плохую камеру» , заставляет вспомнить о мастере абстракции Роберте Брире, чье кино было рождено с единственной целью — доставить изысканное визуальное удовольствие, «удивить глазную сетчатку». Лоле Палмер это тоже удалось.
Егор Москвитин («Правила жизни»)
Полина Прибыткова («Зотов Кино»)
Александра Прошина (Лаврова)
Павел Пугачев («Сеанс»)
Михаил Ратгауз («Послание к человеку»)
В этом году самое новое, живое и обнадеживающее из сделанного в России я увидел в коротком метре. Исключений всего два:
Короткие метры:
Кажется, весь список состоит из режиссеров до 30.
Ксения Рождественская («Коммерсант-Weekend)
Денис Рузаев (ГЭС-2 Кино)
Вадим Рутковский (CoolConnections.ru)
Анастасия Сенченко (Оккоблог)
Василий Степанов («Сеанс»)
«Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
«Осколки» (Маша Черная).
«На этой земле» (Рената Джало).
«Белый пароход» (Инга Шепелева).
«Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
«Ровесник» (Федор Кудрявцев).
«Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
«Вечно живой» (Алексей Ханютин).
«Против ветра» (Татьяна Соболева).
«Затерянные» (Роман Каримов).
Топ без мест. Но с ощутимым отрывом лидирует Бакур Бакурадзе. Очень хочется и очень трудно смотреть документальное кино, потому что оно как ходьба по струне. А еще вне конкурса очень хочется упомянуть дилогию Романа Михайлова: «Жар-птица» и «Надо снимать фильмы о любви».
Милана Стояновска (РБК-Life)
Евгений Ткачев («Афиша»)
Алексей Филиппов (Кино-театр.ру)
Антон Фомочкин («Афиша»)
Российское кино как предсмертная агония конченного придурка.
Все еще трепятся, и слава Богу.
Единственный авторский отечественный сериал за год.
Великаны бывают разные, а люди все одинаково мелкие.
Главный и единственный фильм про русскую душу (за 2024-й), снятый американцем. Туше.
Вероника Хлебникова («Искусство кино», «Сеанс»)
Фильмы года:
Док:
Короткий фильм:
Блокбастер:
Комедия:
Дебюты:
Фильм с продолжением:
Лучший русский народный фильм, снятый в Америке.
Константин Шавловский (Коммерсант-Weekend)
Я решил составить десятку из фильмов, которые кажутся мне не лучшими (что это такое по нынешним временам, не очень понятно), но важными высказываниями о времени, про которые мне интересно было думать и говорить в этом году. Именно поэтому гениальный фильм Бакура Бакурадзе, одного из самых важных авторов в российском кино, соседствует здесь с фильмом «Русские на войне». Также я не уверен в том, что можно отнести к российскому кино «Лимонова», но мне кажется важным, чтобы имя Кирилла Серебренникова оказалось в этом списке, особенно на фоне того, как его методично вырезают из истории кино в России (например, в российской прокатной версии «Комнаты 999»).
И еще два соображения на полях. Первое. Составив десятку, я увидел, что она получилась по-настоящему многонациональной — российское кино представляют грузины Бакурадзе и Гигинеишвили, якуты Арбугаев и Мункуев и этническая казашка Зака Абдрахманова. И это, конечно, вдохновляет. И второе. Печальная, но закономерная тенденция — пять фильмов из десяти официально в России показаны быть не могут.
Андрей Щиголев (фестиваль «Маяк»)
Лариса Юсипова (фонд «Кинопрайм»)
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari