Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Лучшие российские фильмы 2024 года: опрос «Искусства кино»

«Снег в моем дворе», 2024

После годичного перерыва «Искусство кино» возвращает традиционный опрос кинокритиков и кураторов, которые выбрали лучшие российские фильмы прошедшего 2024 года.

Общая десятка составлена по количеству упоминаний того или иного фильма в индивидуальных списках. Важное уточнение: в этом году мы ставили ограничение — просили все-таки называть фильмы 2024 года. В опросе приняло участие 35 кинокритиков и кураторов.

В 2021 году победителем опроса «Искусства кино» были «Обходные пути» Екатерины Селенкиной, в 2022-м — «Экспресс» Руслана Братова. В этом году лидером опроса стал долгожданный фильм Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе». 

Итоговый список:

1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе) — 20 голосов.

2. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова) — 18.

3. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин) — 16.

4–5. «Кончится лето» (Владимир Мункуев, Максим Арбугаев) — 15.

«Вечная зима» (Николай Ларионов) — 15.

6–7. «Осколки» (Маша Черная) — 10.

«Ровесник» (Федор Кудрявцев)— 10.

8–9. «Пришелец» (Иван Соснин) — 9.

«На этой земле» (Рената Джало) — 9.

10–11. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов) — 8.

«Мы жили счастливо» (Илья Леутин) — 8.


Зара Абдуллаева («Искусство кино»)

  1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  2. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  3. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  4. «На этой земле» (Рената Джало).
  5. «Белый пароход» (Инга Шепелева).
  6. «Угол наклона» (Станислав Фомичев, Анна Далингер).
  7. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  8. «У ветра нет хвоста» (Иван Власов, Никита Сташкевич).
  9. «Гидроэлектросчастье» (Александр Марков). 
  10. «Папины письма» (Алексей Евстигнеев).

Тимур Алиев

  1. «Жар-птица» (Роман Михайлов).
  2. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  3. «Майор Гром: Игра» (Олег Трофим).
  4. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  5. «Мы жили счастливо» (Илья Леутин).
  6. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  7. «Пепел и доломит» (Тома Селиванова).
  8. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  9. «Чистый лист» (Полина Кондратьева).
  10. «Сто лет тому вперед» (Александр Андрющенко).

Андрей Апостолов (фестиваль «Окно в Европу», Горький fest)

  1. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  2. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  3. «Ненормальный» (Илья Маланин).
  4. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  5. «Против ветра» (Татьяна Соболева).
  6. «Филателия» (Наталья Назарова).
  7. «Майор Гром: Игра» (Олег Трофим).
  8. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  9. «Кончится лето» (Владимир Мункуев, Максим Арбугаев).
  10. «Легенды вечных снегов» (Алексей Романов).

Ситора Алиева (фестиваль «Короче»)

  1. «Против ветра» (Татьяна Соболева).
  2. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  3. «Чистый лист» (Полина Кондратьева).
  4. «Жар-птица» (Роман Михайлов).
  5. «На этой земле» (Рената Джало).
  6. «Агния» (Павла Стратулат).
  7. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  8. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  9. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  10. «Мы жили счастливо» (Илья Леутин).
  11. «Джекпот» (Александр Хант).
  12. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  13. «Кукушка» (Евгений Николаев).

Катя Белоглазова («Послание к человеку»)

  1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  2. «У ветра нет хвоста» (Иван Власов, Никита Сташкевич).
  3. «Последнее лето» (Виталий Акимов).
  4. «На этой земле» (Рената Джало).
  5. «В космос отправятся не все» (Оля Лосик).
  6. «Минус 2» (Слава Федоров, Генрих Игнатов).
  7. «Осколки» (Маша Черная).

Денис Виленкин (Афиша-Daily)

Когда я думаю о российском кино 2024 года, активное воображение (как его называл Карл Густав Юнг) оставляет передо мной три образа. А поскольку 2024-й на моей памяти самый слабый год в российском кино за несколько десятилетий, я пойду на поводу у бессознательного и обозначу символы, которые, в свою очередь, привязаны к фильмам. Образы русского.

  • Бен Уишоу в образе Эдуарда Лимонова размахивает куском арматуры посреди бескрайней российской зимы. Образ бессилия, провальная практика управления гневом, шаманский танец.
  • Юра Борисов в полумраке гостиной улыбается и говорит «туш» вместо touché. По полному залу парижского кинотеатра Les Halles проносятся волны хохота. Смиряющая улыбка Юры, через которую он несет свое собственное смирение, эмоциональный спецэффект, против которого нет приема. 
«Ему рисовалась милая картина, как он, седой и благообразный, полный мира и тихой любви к людям, сидит, подобно старцу Иоанну, на крылечке, источая из души своей ласковые, смиряющие людей слова». 

«Жизнь Матвея Кожемякина». Максим Горький

  • И, наконец, Павел Деревянко в роли Славика, забытый всеми актер-нарцисс, решивший закопать себя заживо и возродить карьеру, по-хармсовски оказывается обреченным на мучения в закопанном гробу, пока его коллеги, друзья и бывшие устраивают поминки на территории Мосфильма. 

Фильмы :

  1. «Лимонов, баллада об Эдичке» (Кирилл Серебренников).
  2. «Анора» (Шон Бейкер).
  3. «Конец Славы» (Марюс Вайсберг).

Никита Демченко («Кинопоиск») 

  1. Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  2. «Сто лет тому вперед» (Александр Андрющенко).
  3. «Ласточка» (Малика Мухамеджан).
  4. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  5. «Пришелец» (Иван Соснин).
  6. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  7. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  8. «Маленький факт» (Полина Прибыткова, Максим Печерский).
  9. «Гнездо из бумаги» (Сергей Кальварский).
  10. «Гимн чуме» (Ataka51).

Сергей Дешин (фестиваль Voices)

  1. «Найдите того, кто не рожден женщиной, — он ваш отец». Мохаммед Алдриди
  2. «Гимн чуме» (Ataka51).
  3. «Осколки» (Маша Черная).
  4. «Джекпот» (Александр Хант).
  5. «Жар-птица» (Роман Михайлов).
  6. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  7. «Идеальная тишина» (Слава Федоров).
  8. «Мы жили счастливо» (Илья Леутин).
  9. «Гнездо из бумаги» (Сергей Кальварский).
  10. «Спасение» (Никита Добрынин).

Спец упоминания: 

  1. «Брат-3» (Валерий Переверзев).
  2. «Ангелы не жужжат» (Александр Селиверстов).
  3. «Фаталити» (Даниил Колотов).

Ная Гусева (film.ru)

  1. «Семь черных бумаг» (Анатолий Колиев).
  2. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  3. «Чистый лист» (Полина Кондратьева).
  4. «Кинопленка №8» (Илья Хотиненко).
  5. «Пришелец» (Иван Соснин).
  6. «Хуже всех» (Саша Кармаева).
  7. «Правила Филиппа» (Роман Косов).
  8. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).

Максим Ершов (КИНО ТВ)

  1. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  2. «Пришелец» (Иван Соснин).
  3. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  4. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  5. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  6. «Филателия» (Наталья Назарова).
  7. «Пепел и доломит» (Тома Селиванова).
  8. «Гнездо из бумаги» (Сергей Кальварский).
  9. «Вечно живой» (Алексей Ханютин).
  10. «Ангелы не жужжат» (Александр Селиверстов).

Антон Захаров (кинотеатр «Мосфильм»)

  1. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  2. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов).
  3. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  4. «Степной волк» (Адильхан Ержанов).
  5. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  6. «Пепел и доломит» (Тома Селиванова).
  7. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  8. «Агния» (Павла Стратулат).
  9. «Воздух» (Алексей Герман — младший).
  10. «Чистый лист» (Полина Кондратьева).

Никита Карцев («Искусство кино») 

«Вышел зайчик погулять» (Асель Багаутдинова).

«Гимн чуме» (Ataka51).

«Девушка Роза» (Полина Капантина).

«Мы жили счастливо» (Илья Леутин).

«Осколки» (Маша Черная).

«Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).

«Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).

Василий Корецкий («Кинопоиск»)

  1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  2. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  3. «Осколки» (Маша Черная).
  4. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  5. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов).

Денир Курбанджанов (кинотеатр «Победа»)

  1. «Брат 3» (Валерий Переверзев).
  2. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов).
  3. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  4. «Эфир» (Николай Суходолов).

Сергей Кулешов («Искусство кино»)

  1. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  2. «Король Лир» (Сергей Потапов).
  3. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  4. «Осколки» (Маша Черная).
  5. «На этой земле» (Рената Джало).
  6. «Гнездо из бумаги» (Сергей Кальварский).
  7. «Филателия» (Наталья Назарова).
  8. «Лицо» (Сергей Догоров).
  9. «Пришелец» (Иван Соснин).
  10. «Текстура лжи» (Ефим Грабой).

Лариса Малюкова 

  1. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  2. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  3. «Кончится лето» (Владимир Мункуев, Максим Арбугаев).
  4. «Кукушка» (Евгений Николаев).
  5. «На этой земле» (Рената Джало).
  6. «Воздух» (Алексей Герман — младший).
  7. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  8. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  9. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов).
  10. «У ветра нет хвоста» (Иван Власов, Никита Сташкевич).

Евгений Майзель («Искусство кино») 

В алфавитном порядке:

«Без названия» (Untitled) (Марк Петровицкий).

Миниатюрная, дебютная, почти беспредметная зарисовка, снятая на пленку независимым московским энтузиастом экспериментального кино, ведущим синефильский паблик в VK и регулярно проводящим показы в разных киноклубах столицы. Формально Untitled (явно отсылающую к послевоенному американскому авангарду) можно описать так: Мари Менкен времен Glimpse of the Garden встречает Tони Конрада времен Flicker.
(Естественно, никто не обязан был знать о существовании этого фильма, практически не имевшего показов, однако, по моему мнению, он достоин включения как минимум по двум причинам: 1) ради символической поддержки так называемого любительского кино; 2) с целью напоминания коллегам да и самому себе о необходимости слежения за разным, и в том числе «внесистемным», кинематографом.)

«Брат-3» (Валерий Переверзев).

Абсолютно беспрецедентная и в то же время назидательная история: радикальное авторское кино, не похожее ни на что на свете (и уже за это достойное включения в любой именно кинокритический топ), «Брат 3» ухитрился не только вызвать почти полное (исключения единичны) равнодушие в среде отечественных критиков, но и собрать — под международным названием The Brattt — не менее трех десятков наград по всему свету (и, скорее всего, я сейчас занижаю реальное число). Воистину, нет пророка в своем отечестве, особенно если он посмел назвать свой фильм «Брат 3».

«Жар-птица» (Роман Михайлов).

О Михайлове сказано достаточно. Как и режиссер «Брата 3», он тоже чужак, но, в отличие от Переверзева, сумел добиться признания на родине. В «Жар-Птице» эта суперновая звезда авторского российского кино держит курс прямо на (фронтальный) свет, а свободная сценарная основа то и дело норовит выйти за пределы авторского замысла — но не из-под авторского контроля.

«На этой земле» (Рената Джало).

Есть достижения и в системном профессиональном кино. Дебютантка, выпускница ВГИК (мастерская Алексея Учителя) выпустила интересно написанный (вместе с Елизаветой Мелединой), уверенно срежиссированный, точно сыгранный и восхитительно снятый (Екатериной Смолиной) фильм-фантазию о русской деревне XVIII века. Насколько могу судить, это претендент на центральное событие в области российского авторского кинематографа в этом году. Международная премьера состоится в Роттердаме уже через месяц, а в России в скором времени должен стартовать прокат.

«Папины письма» (Алексей Евстигнеев).

Этот мультфильм или, как иногда говорят, анимадок основан на истории ведущего русского, советского метеоролога Алексея Вангенгейма. В 1934 году он был арестован по стандартному обвинению во вредительстве и контрреволюционной деятельности; через три года его расстреляют, а оставшееся время он проведет на Соловках, откуда будет писать изумительные письма с картинками и гербариями своей младшей дочери Элеоноре, рассказывая о законах природы и живых существах, что ее населяют. Во многих смыслах достойная и, увы, остроактуальная работа. 

«Поверка» (Слава Федоров).

«Поверка» (как и пятая картина Федорова, «Идеальная тишина», тоже вышедшая в 2024 году и тоже достойная включения в этот топ) продолжает тематику культовой «трилогии ЖКХ» https://mpfest.ru/2022/fedorov_trilogy, состоящей из постдоков «Безопасный регион» (2019), «Частная жизнь Игоря Николаевича» (2020), «Наводка» (2021). На сей раз герои сосредоточены на своей работе: как и в «Наводке», ходят по квартирам, прислушиваются к гулу труб, забираются в подвалы и шахты лифта, чтобы все-таки выявить причину той или иной странности. Все эти фильмы Федорова занимают промежуточную территорию между неигровым и игровым кино, и в этой неуловимости их главное чудо.

«Последнее лето» (Виталий Акимов) // «Осколки» (Маша Черная).

Многие области и явления жизни сегодня исчезают с киноэкрана, но независимая документалистика все-таки еще существует. Два очень разных по замыслу и строению дока основаны на общей фактуре, а именно — досуге альтернативной молодежи из арт-коммуны — так называемого милютинского сквота (когда-то о ней снимал и Вадим Костров). Оба фильма — ценные свидетельства эпохи.

«Праздники» (Саша Зубковский).

Образец настоящего пленочного found footage, сымпровизированный фильм, смонтированный из любительских пленок советского времени, найденных на барахолках Андреем Макотинским — независимым куратором и со-основателем объединения ЦИКЛ, исследующего любительские советские фильмы. Ни те, кто снимал, ни те, кто изображен, неизвестны. Звуковую дорожку, концептуально состоящую из таких же случайных кассетных записей с голосами людей, застольями и песнями, записал экспериментальный музыкант Виталий Маклаков, много работающий с темами памяти.

«Путешествие в удивительный мир» (Лола Палмер).

Какой может быть топ без абстрактной анимации? Конечно, короткий 16-минутный фильм неизвестного автора, спрятавшегося под псевдонимом, может быть назван абстрактным и анимированным лишь с оговорками, однако впечатление, которое производит эта живописная мультиэкранная работа, снятая на «очень плохую камеру» , заставляет вспомнить о мастере абстракции Роберте Брире, чье кино было рождено с единственной целью — доставить изысканное визуальное удовольствие, «удивить глазную сетчатку». Лоле Палмер это тоже удалось.

Егор Москвитин («Правила жизни»)

  1. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  2. «Особенности национальной больницы» (Станислав Светлов).
  3. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  4. «Агния» (Павла Стратулат).
  5. «Кукушка» (Евгений Николаев).
  6. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  7. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  8. «Филателия» (Наталья Назарова).
  9. «Пришелец» (Иван Соснин).
  10. «Последний ронин» (Максим Шишкин).

Полина Прибыткова («Зотов Кино»)

  1. «Гимн чуме» (Ataka51).
  2. «На этой земле» (Рената Джало).
  3. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  4. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  5. «Наступит лето» (Кирилл Султанов).
  6. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  7. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  8. «Гнездо из бумаги» (Сергей Кальварский).
  9. «Белый пароход» (Инга Шепелева).
  10. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).

Александра Прошина (Лаврова)

  1. «Вечно живой» (Алексей Ханютин).
  2. «Джекпот» (Александр Хант).
  3. «Мох» (Никита Миклушов).
  4. «Мы жили счастливо» (Илья Леутин).
  5. «Наступит лето» (Кирилл Султанов).
  6. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  7. «Пришелец» (Иван Соснин).
  8. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  9. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  10. «У ветра нет хвоста» (Иван Власов, Никита Сташкевич).

Павел Пугачев («Сеанс»)

  1. «6.21» (Сергей Рамз).
  2. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  3. «Жар-птица», «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов).
  4. «Джекпот» (Саша Хант).
  5. «Евгений Телегин» (Виктор Тихомиров).
  6. «Остров» (Артем Верхоглядов).
  7. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  8. «Пепел и доломит» (Тома Селиванова).
  9. «Привет, пап!» (Александра Крецан).
  10. «Черная трехцветная кошка» (Женя Третьяков).

Михаил Ратгауз («Послание к человеку»)

В этом году самое новое, живое и обнадеживающее из сделанного в России я увидел в коротком метре. Исключений всего два:

  1. «У ветра нет хвоста» (Иван Власов, Никита Сташкевич).
  2. «На этой земле» (Рената Джало).

Короткие метры:

  1. «Великие люди» (Артем Сенковский, Ксения Гаун).
  2. «Сыра земля» (Максим Кужба).
  3. «Кажется, я слишком долго смотрел в окно» (Геннадий Лебедев). 
  4. «Ночь накануне» (Родион Бельбрут).
  5. «Прощай, мое море» (Сергей Кан).
  6. «Путь» (Меген Тарба).
  7. «Царица колыбельная» (Сергей Яковенко).

Кажется, весь список состоит из режиссеров до 30.

Ксения Рождественская («Коммерсант-Weekend)

  1. «Последнее лето» (Виталий Акимов). 
  2. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  3. «Гидроэлектросчастье» (Александр Марков).
  4. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  5. «Папины письма» (Алексей Евстигнеев).
  6. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  7. «Все еще впереди» (Маша Годованная). 
  8. «Вечно живой» (Алексей Ханютин).
  9. «Угол наклона» (Станислав Фомичев, Анна Далингер).
  10. «Вечная зима» (Николай Ларионов).

Денис Рузаев (ГЭС-2 Кино)

  1. «Осколки» (Маша Черная).
  2. «Текст заявки к фильму» (Даша Лихая).
  3. «Пепел и доломит» (Тома Селиванова).
  4. «У ветра нет хвоста» (Иван Власов, Никита Станкевич).
  5. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  6. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  7. «Минус два» (Слава Федоров, Генрих Игнатов).

Вадим Рутковский (CoolConnections.ru

  1. «Наступит лето» (Кирилл Султанов).
  2. «Мы жили счастливо» (Илья Леутин).
  3. «Жар-птица» (Роман Михайлов).
  4. «Пришелец» (Иван Соснин).
  5. «Мох» (Никита Миклушов).
  6. «Вы меня видели?» (Екатерина Волкова).
  7. «Гнездо из бумаги» (Сергей Кальварский).
  8. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  9. «Затерянные» (Роман Каримов).
  10. «Тени за кадром» (Иван Батурин).

Анастасия Сенченко (Оккоблог)

  1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  2. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  3. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  4. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов).
  5. «Джекпот» (Александр Хант).

Василий Степанов («Сеанс»)

«Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).

«Осколки» (Маша Черная).

«На этой земле» (Рената Джало).

«Белый пароход» (Инга Шепелева).

«Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).

«Ровесник» (Федор Кудрявцев).

«Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).

«Вечно живой» (Алексей Ханютин).

«Против ветра» (Татьяна Соболева).

«Затерянные» (Роман Каримов).

Топ без мест. Но с ощутимым отрывом лидирует Бакур Бакурадзе. Очень хочется и очень трудно смотреть документальное кино, потому что оно как ходьба по струне. А еще вне конкурса очень хочется упомянуть дилогию Романа Михайлова: «Жар-птица» и «Надо снимать фильмы о любви».

Милана Стояновска (РБК-Life)

  1. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  2. «Мы жили счастливо» (Илья Леутин).
  3. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  4. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов).
  5. «Мир» (Гурам Нармания).
  6. «Гирокастра» (Юрий Арабов).
  7. «Как Иван Пигарев сон изучал» (Юлия Киселева).
  8. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  9. «Пришелец» (Иван Соснин).
  10. «Наступит лето» (Кирилл Султанов).

Евгений Ткачев («Афиша»)

  1. «Агния» (Павла Стратулат).
  2. «Воздух» (Алексей Герман — младший).
  3. «Лапин» (Влад Краснослободцев, Ася Олешкевич).
  4. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  5. «Кукушка» (Евгений Николаев).
  6. «Кинопленка №8» (Илья Хотиненко).
  7. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  8. «Надо снимать фильмы о любви» (Роман Михайлов). 
  9. «Ровесник» (Федор Кудрявцев).
  10. «Чистый лист» (Полина Кондратьева).

Алексей Филиппов (Кино-театр.ру)

  1. «Папины письма» (Алексей Евстигнеев).
  2. «Станция пупсянция — выход на нужную сторону» (Наталия Данилевская).
  3. «Пришелец» (Иван Соснин).
  4. «Ручей, бегущий в гору» (Александр Храмцов).
  5. «Кукушка» (Евгений Николаев).
  6. «Руслан и Людмила» (Матвей Лашко).
  7. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  8. «Мама Америка» (Анна Швейгольц).
  9. «Белый пароход» (Инга Шепелева).


Антон Фомочкин («Афиша»)

  1. «Конец славы» (Марюс Вайсберг). 

Российское кино как предсмертная агония конченного придурка. 

  1. «Один день в Стамбуле» (Авет Оганесян).

Все еще трепятся, и слава Богу. 

  1. «Дети перемен» (Сергей Тарамаев, Любовь Львова).

Единственный авторский отечественный сериал за год. 

  1. «Гимн чуме» (Ataka51).

Великаны бывают разные, а люди все одинаково мелкие.

  1. «Анора» (Шон Бейкер)

Главный и единственный фильм про русскую душу (за 2024-й), снятый американцем. Туше.

Вероника Хлебникова («Искусство кино», «Сеанс»)

Фильмы года:

  1. «Осколки» (Маша Черная).
  2. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).

Док:

  1. «Минус 2» (Генрих Игнатов, Слава Федоров).
  2. «Последнее лето» (Виталий Акимов).

Короткий фильм:

  1. «Текст заявки к фильму» (Даша Лихая)

Блокбастер:

  1. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин)

Комедия:

  1. «Джекпот» (Александр Хант).

Дебюты:

  1. «Вечная зима» (Николай Ларионов).
  2. «Белый пароход» (Инга Шепелева).
  3. «Мы жили счастливо» (Илья Леутин).

Фильм с продолжением:

  1. «Преступление и наказание» (Владимир Мирзоев).

Лучший русский народный фильм, снятый в Америке. 

  1. «Анора» (Шон Бейкер)

Константин Шавловский (Коммерсант-Weekend)

  1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе)
  2. «Невеста» (Инна Омельченко)
  3. «Осколки» (Маша Черная)
  4. Queendom (Агния Галданова)
  5. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев)
  6. «Пациент #1» (Резо Гигинеишвили)
  7. «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова)
  8. «Лимонов: Баллада об Эдичке» (Кирилл Серебренников)
  9. «Вечно живой» (Алексей Ханютин)
  10. «Русские на войне» (Анастасия Трофимова).

Я решил составить десятку из фильмов, которые кажутся мне не лучшими (что это такое по нынешним временам, не очень понятно), но важными высказываниями о времени, про которые мне интересно было думать и говорить в этом году. Именно поэтому гениальный фильм Бакура Бакурадзе, одного из самых важных авторов в российском кино, соседствует здесь с фильмом «Русские на войне». Также я не уверен в том, что можно отнести к российскому кино «Лимонова», но мне кажется важным, чтобы имя Кирилла Серебренникова оказалось в этом списке, особенно на фоне того, как его методично вырезают из истории кино в России (например, в российской прокатной версии «Комнаты 999»). 

И еще два соображения на полях. Первое. Составив десятку, я увидел, что она получилась по-настоящему многонациональной — российское кино представляют грузины Бакурадзе и Гигинеишвили, якуты Арбугаев и Мункуев и этническая казашка Зака Абдрахманова. И это, конечно, вдохновляет. И второе. Печальная, но закономерная тенденция — пять фильмов из десяти официально в России показаны быть не могут.

Андрей Щиголев (фестиваль «Маяк»)

  1. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  2. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  3. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).
  4. «Последний материк» (Василиса Юренкова, Григорий Ярошенко).
  5. «Против ветра» (Татьяна Соболева).

Лариса Юсипова (фонд «Кинопрайм»)

  1. «Мастер и Маргарита» (Михаил Локшин).
  2. «Снег в моем дворе» (Бакур Бакурадзе).
  3. «Кончится лето» (Максим Арбугаев, Владимир Мункуев).

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari