Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

«Оскар-2021»: финальный прогноз

«Суд над чикагской семеркой»

В ночь с воскресенья на понедельник, на два месяца позже обычного срока, состоится церемония вручения «Оскаров». По просьбе редакции «Искусства кино» свой прогноз результатов церемонии предлагает Никита Лаврецкий, в прошлом году предсказавший неожиданную победу «Паразитов».

Вторник — дедлайн для голосующих киноакадемиков. За последние недели свои награды раздали остальные более или менее значимые премии (BAFTA, «Золотой глобус») и профессиональные голливудские гильдии (актеров, сценаристов, режиссеров, продюсеров, операторов и т. д.). Значит, самое время сформулировать и наш финальный прогноз по всем 23 номинациям (в прошлом году их было 24 — что изменилось, узнаете, дочитав текст до конца).

«Суд над чикагской семеркой»

Лучший фильм — «Суд над чикагской семеркой»

Другие номинанты: «Земля кочевников», «Девушка, подающая надежды», «Манк», «Минари», «Иуда и черный мессия», «Отец», «Звук металла».

Начнем с шокирующего пророчества. Главную статуэтку возьмет не фаворит «Земля кочевников», а полузабытый андердог «Суд над чикагской семеркой». Это не какой-нибудь нонконформизм и не попытка изобрести сенсацию, а прагматичный прогноз.

Чтобы считаться фаворитом наградного сезона, критическая и фестивальная сенсация «Земля кочевников» собрала комбо из «Золотого глобуса», BAFTA и премии Гильдии продюсеров за лучший фильм (в прошлом году такое же комбо было у «1917» Сэма Мендеса). Откуда же на «Оскаре» возьмется преимущество у «Суда над чикагской семеркой»? Во-первых, нетфликсовский «Суд» — это более традиционное голливудское кино, нежели фестивальная «Земля», а значит, среди 10 000 голосующих киноакадемиков он вполне может быть популярнее, чем среди сотни журналистов, участвующих в «Золотом глобусе». Во-вторых, «Суд» — это сугубо американская повесть, кино, будто бы специально снятое для будущих уроков истории, так что итоги кинопремий других стран учитывать необязательно («Земля», конечно, тоже про Америку, но не столь буквально). В-третьих, при прочих равных на современном «Оскаре» лауреат премии Гильдии киноактеров за лучший ансамбль (как «Суд») имеет статистическое преимущество над лауреатом премии Гильдии кинопродюсеров: см. «Паразиты», «В центре внимания».

Статистически «Земля кочевников» — сильный претендент, но он вызывает скепсис в концептуальном аспекте. Кажется, еще не наступил тот момент, когда снятый маликовской камерой натуралистичный артхаус, где есть сцена с женщиной, испражняющейся в ведро, получит «Оскар» за лучший фильм — ровно так, как в 2018 году не наступил момент, чтобы его выиграл артхаус «Рома» с длинным планом домработницы, прибирающей за собакой (тогда победила абсолютно голливудская «Зеленая книга»).

Все необходимые для победы номинации получила также и «Девушка, подающая надежды», но это по духу и вовсе — жанровое кино; у «Минари», «Манка» и «Иуды и черного мессии» нет номинаций за монтаж (без нее за последние 40 лет выигрывал только снятый одним планом «Бёрдмэн»). «Звук металла» и «Отец» — увы, здесь аутсайдеры.

«Земля кочевников»

Лучший режиссер — Хлоя Чжао («Земля кочевников»)

Другие номинанты: Эмеральд Феннелл («Девушка, подающая надежды»), Ли Айзек Чун («Минари»), Дэвид Финчер («Манк»), Томас Винтерберг («Еще по одной»).

В те годы, когда «Лучший фильм» расходится с «Лучшим режиссером», последняя категория превращается в приз для более авторского кино. Так было с Энгом Ли, победившим за вычурную «Жизнь Пи» (главный приз тогда взял неноминированный за режиссуру Бен Аффлек с «Арго»); с Алехандро Гонсалесом Иньярриту и маликовским «Выжившим» («Лучший фильм» забрал «В центре внимания»); наконец, с Альфонсо Куароном и вышеупомянутой «Ромой» (в свою очередь, «Зеленая книга» выиграла главный «Оскар» явно не за новаторскую режиссуру). Кажется, грядущая церемония может продолжить этот ряд.

У Хлои Чжао, снявшей неформатный (по крайней мере, для «Оскара») постдок «Земля кочевников», в режиссерской номинации, по сути, нет конкурентов: она уже завоевала «Золотой глобус», BAFTA и премию Гильдии режиссеров за эту картину.

«Ма Рейни: Мать блюза»

Лучший актер — Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»)

Другие номинанты: Энтони Хопкинс («Отец»), Гэри Олдмен («Манк»), Стивен Ян («Минари»), Риз Ахмед («Звук металла»).

Посмертный номинант Чедвик Боузман на первый взгляд выглядит идеальным кандидатом на победу — и дело здесь не только в сентиментальных причинах, но и в чистой харизме восходящей — и быстро погасшей — звезды.

В последнюю секунду карты спутал Энтони Хопкинс: после того как Боузман завоевал «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров, Хопкинс получил премию BAFTA. Есть и другое обстоятельство, работающее в пользу Хопкинса: роль Боузмана в картине «Ма Рейни», вообще говоря, едва тянет на главную.

Одно можно сказать точно: возрастным актерам «Оскар» из жалости не дают (Хопкинс — уже самый старый номинант в этой категории и может стать, соответственно, самым старым победителем). За последние три десятилетия вообще никто в пенсионном возрасте не выигрывал «Лучшего актера»; впрочем, и Джеймс Дин номинировался дважды посмертно и ни разу не выиграл.

«Иуда и черный мессия»

Лучший актер второго плана — Дэниел Калуя («Иуда и черный мессия»)

Другие номинанты: Саша Барон Коэн («Суд над чикагской семеркой»), Лесли Одом младший («Одна ночь в Майами»), Пол Рейси («Звук металла»), Лакит Стэнфилд («Иуда и черный мессия»)

Здесь все просто: «Золотой глобус» + BAFTA + премия Гильдии киноактеров + «Выбор критиков» = «Оскар» (по-другому при таком раскладе в истории еще не бывало).

«Ма Рейни: Мать блюза»

Лучшая актриса — Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»)

Другие номинантки: Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»), Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»), Андра Дей («Соединенные Штаты против Билли Холидей»), Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»).

Сложнейшая номинация для предсказания в этом году — это «Лучшая актриса». Ведь вообще никакие результаты премий-предвестников в этом году не совпали (для сравнения — в прошлом году совпали пять главных премий для всех четырех актерских категорий): «Золотой глобус» выиграла Андра Дей; премию Гильдии киноактеров — Виола Дэвис; премию BAFTA — Фрэнсис Макдорманд; «Выбор критиков» — Кэри Маллиган. У букмекеров Маллиган считается фаворитом, но, кажется, для этого статуса у нее, мягко говоря, мало поддержки за пределами кинокритического сообщества (при этом публичный конфликт у нее произошел именно с кинокритиком, который назвал выбор Маллиган на эту роль мискастом). Объективно среди вышеперечисленных предвестников «Оскара» самый весомый — Гильдия; ставим на него.

«Минари»

Лучшая актриса второго плана — Юн Ё Джон («Минари»)

Другие номинантки: Мария Бакалова («Борат 2»), Гленн Клоуз («Элегия Хиллбилли»), Оливия Колман («Отец»), Аманда Сайфред («Манк»).

Пара номинаций для корейских актеров из «Минари» — это в том числе и возвращенный долг пролетевшим в прошлом году мимо этих категорий «Паразитам». Эту теорию подтверждает и тот факт, что за роль своенравной бабушки Юн Ё Джон уже получила премию Гильдии киноактеров и BAFTA. Все указывает на то, что уж на этот раз играющие на корейском актеры совсем без статуэток не останутся.

Молодая сенсация «Бората 2» Мария Бакалова стала между тем «Выбором критиков». Это само по себе делает ее темной лошадкой, но мы снова все-таки ставим на Гильдию.

«Девушка, подающая надежды»

Лучший оригинальный сценарий — «Девушка, подающая надежды»

Другие номинанты: «Суд над чикагской семеркой», «Минари», «Иуда и черный мессия», «Звук металла».

Кажется, киноакадемики часто читают название номинации «Лучший оригинальный сценарий» как «Самый оригинальный сценарий»: в последние годы в этой категории побеждали такие эксцентричные работы, как «Джанго освобожденный», «Она», «Прочь», «Паразиты». Наполненная под завязку неожиданными твистами и резкими жанровыми переключениями (от ромкома до триллера) «Девушка, подающая надежды» должна стать продолжением этого ряда.

С другой стороны, побеждали здесь и «Зеленая книга», и «В центре внимания», а потому у публицистической драмы «Суд над чикагской семеркой» тоже остаются шансы. Это соревнования умудренного классика (Аарона Соркина) против горячего новичка (Эмеральд Феннелл) — чисто интуитивно кажется, что киноакадемики в таких случаях все же чаще выбирают вторых.

«Отец»

Лучший адаптированный сценарий — «Отец»

Другие номинанты: «Земля кочевников», «Борат 2», «Одна ночь в Майами», «Белый тигр».

Так сложилось, что оба фаворита в категории «Лучший адаптированный сценарий» даже не были номинированы на премию Гильдии сценаристов — все дело в правилах этой премии, исключающей номинации для сценаристов, не входящих в Гильдию (французский драматург Флориан Зеллер и Хлоя Чжао там не состоят). Почему же «Отец» должен превозмочь в целом более популярного конкурента в лице «Земли кочевников»?

Сама по себе популярность фильма в сценарной категории значит немного; речь здесь, скорее, идет о более ярко выраженном сценарном мастерстве. Стремительно набирающий популярность в последние недели «Отец» (в том числе, надо думать, среди довольно зрелой аудитории киноакадемиков) вполне может присоединиться к предыдущим победителям, пролетевшим мимо остальных главных категорий (среди них «Кролик ДжоДжо», «Черный клановец», «Назови меня своим именем»). Ясно одно — адаптация популярной остродраматической пьесы («Отец») ближе располагается к усредненным вкусовым предпочтениям киноакадемиков, нежели эфемерный постдок («Земля кочевников»).

«Манк»

Лучшие операторская работа, лучшая работа художника-постановщика — «Манк»

Получивший рекордные в этом году десять номинаций «Манк», вероятно, пролетит мимо основных категорий, однако не стоит недооценивать его репутацию в качестве технического достижения. В категории худпоста у этой картины вообще нет конкурентов (очевидно, что по воссозданию осязаемого золотого века Голливуда проведена титаническая работа). А вот за операторский «Оскар» посоревнуются два молодых оператора. Снявший «Манка» Эрик Мессершмидт и вовсе дебютант в большом кино (начинал как осветитель на предыдущих работах Финчера), а Джошуа Джеймс Ричардс («Земля кочевников») в основном знаменит другими коллаборациями с Хлоей Чжао.

Два аргумента в пользу операторского «Оскара» для «Манка». Во-первых, Мессершмидт уже получил награду Гильдии операторов. А во-вторых, за его дебютной работой все же стоит большой массив голливудских традиций — это большой оммаж классике в лице «Гражданина Кейна». Не стоит забывать, что на технических «Оскарах» вознаграждается не столько свежесть взгляда, сколько высокий профессионализм в рамках существующих канонов.

Лучший монтаж — «Суд над чикагской семеркой»

Оскаровская интрига в последние дни только растет: «Земля кочевников» вопреки прогнозам проиграла не только на премии Гильдии операторов, но и у Гильдии монтажеров. Там преуспел сложносочиненный, нелинейный, динамичный «Суд над чикагской семеркой». Конечно, премии гильдий довольно часто расходятся с «Оскарами» (примерно в половине случаев), но в таких случаях именно гильдии делают более оригинальный выбор («Прибытие» вместо «По соображениям совести»; «Паразиты» вместо «Ford против Ferrari»). Если даже гильдия на сей раз предпочла голливудский лоск «Суда над чикагской семеркой», то что уж говорить про «Оскары».

«Звук металла»

Лучший звук — «Звук металла»

Здесь все просто: фаворит этого года «Звук металла» — это редкая картина, в которой сам звук — полноценное действующее лицо. Дополнительно упрощает ситуацию то обстоятельство, что с этого года две звуковые категории («Лучшее сведение» и «Лучший монтаж звука») объединены в одну — больше не нужно гадать вслепую, что они значат, ни голосующим киноакадемикам, ни диванным прогнозистам.

Лучшие спецэффекты — «Довод»

Это был странный год: за период пандемии в прокат, кажется, вышел всего один крупный блокбастер — «Довод» Кристофера Нолана. Спрашивается, откуда вообще в категории «Лучшие спецэффекты» взяться конкурентам? Можно возразить, что иногда киноакадемики отдают здесь предпочтение не блокбастерам, а более скромным авторским работам («Из машины», «Человек на Луне»), но ведь и «Довод» вполне себе авторский (ранее «Оскар» за спецэффекты получали нолановские же «Интерстеллар» и «Начало»).

Лучший грим и прически, лучшие костюмы — «Ма Рейни: Мать блюза»

В картине «Ма Рейни» фактически лишь один заметный гримерно-причесочный образ, зато какой: Виола Дэвис с золотыми зубами и нарисованными бровями полностью перевоплотилась в главную музыкальную икону. Все это сильно напоминает победителя «Оскара» «Жизнь в розовом цвете», где аналогичным образом перевоплощалась Марион Котийяр: одного яркого образа для этой категории вполне достаточно.

Любой номинант, где умопомрачительные платья светятся прямо на постере, — это потенциальный победитель костюмного «Оскара». Конечно, платья есть и на постере исторической мелодрамы «Эмма», однако здесь уже начинается конкурс популярности: про нетфликсовский хит «Ма Рейни» помнит, очевидно, гораздо больше киноакадемиков.

«Душа»

Лучший анимационный фильм, лучший оригинальный саундтрек — «Душа»

В анимационной категории можно просто сделать слепую ставку на «Пиксар», тем более когда речь идет не просто об очередном хите анимационной студии (за 20 лет существования этой категории она проигрывала лишь трижды), а об одном из самых популярных фильмов года в принципе — «Душе».

Завоевавший «Золотой глобус» и BAFTA саундтрек мультфильма — также очевидный фаворит. Тот факт, что композиторам Тренту Резнору и Аттикусу Россу приходится конкурировать самим с собой («Манк» тоже номинирован) это только подтверждает. Их соавтор Джон Батист добавил к космической электронике дуэта немного настоящего джаза — едва ли кто-то сможет устоять от того, чтобы проголосовать за саундтрек к картине о живительной силе самой музыки.

Лучшая оригинальная песня — Husavik («Евровидение: История огненной саги»)

В категории «Лучшая оригинальная песня» киноакадемики предпочитают песни-номинанты, которые имеют собственный драматургический вес, — как композиции-победители из фильмов «Рокетмен», «Звезда родилась» или «Ла-Ла Ленд». В этом году по-настоящему кульминационной можно назвать лишь песню Husavik из фильма «Евровидение». Да, это сатирическая комедия, однако сама эта песня звучит и вправду как потенциальный победитель реального «Евровидения», а комедийный характер исполнения не помешал в прошлом победить, например, песне из «Маппетов».

У букмекеров фаворитом здесь числится Лесли Одом младший из «Одной ночи в Майами», но это можно списать просто на тот факт, что Одом-младший сам по себе большая звезда (он лауреат премий «Грэмми» и «Тони» за пение в бродвейском мюзикле «Гамильтон»). Нынешнюю же его песню Speak Now трудно назвать особенно популярной — на YouTube на сегодняшний день она имеет всего 600 000 просмотров.

«Еще по одной»

Лучший международный фильм — «Еще по одной»

И снова простая для предсказания номинация. Режиссер фильма «Еще по одной» Томас Винтерберг всех поразил, когда сумел заработать номинацию в категории «Лучший режиссер». В таких случаях, когда картине удается выбраться из гетто иностранной категории, можно смело говорить, что «Оскар» за лучший международный фильм уже в кармане.

Лучший документальный фильм — «Мой учитель — осьминог»

Категория «Лучший документальный фильм» из года в год все больше напоминает банальный конкурс зрительских симпатий. Да, «Время» — это один из важнейших фильмов года, согласно кинокритикам; да, «Лагерь калек», как и прошлогоднего победителя — «Американскую фабрику» — продюсировала чета Обама. Но это уже неважно, когда выясняется, что у нетфликсовского «Моего учителя — осьминога» на IMDb в четыре-пять раз больше оценок, чем у конкурентов. Скорее всего, и широкие массы киноакадемиков будут голосовать именно за этот фильм.

Лучшие короткометражные фильмы — «Два далеких незнакомца», «Песня о любви для Латаши», «Если что-то случится, я люблю вас»

Короткометражные категории на «Оскаре» традиционно самые недоступные для прогнозов: фильмы не на слуху (здесь голосуют только те члены, которые подтверждают, что смотрели всех номинантов), громкие имена тоже появляются лишь изредка; даже букмекеры публикуют коэффициенты в последний момент. Самым разумным будет довериться чутью американских экспертов.

На данный момент лидируют: антирасистская фантастика «Два далеких незнакомца», антирасистская документальная элегия «Песня о любви для Латаши» и печальная анимация «Если что-то случится, я люблю вас» о родителях, оплакивающих ребенка, погибшего в школьной стрельбе.

Другие номинанты в игровой короткометражной категории включают в себя «Комнату писем» (тюремная черная комедия с Оскаром Айзеком), «Прощупывание» (социальная драма о встрече бездомного подростка и слепоглухого человека), палестинский «Подарок» и израильский «Белый глаз».

Среди документальных претендентов — «Колетт» про визит бывшей французской партизанки в нацистский концлагерь; зарисовка о джазе и семейной истории «Концерт — это беседа»; история протестов в Гонконге-2019 «Не разделяться»; 40-минутное «Отделение голода» про Йеменский гуманитарный кризис.

Наконец, анимационная короткометражная категория включает в себя двухмерную пиксаровскую «Нору»; кубистское французское фэнтези «Гений места»; южнокорейскую историю человечества в миниатюре «Опера»; исландскую комедию о повседневности «Люди-да».

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari