К выходу в российский прокат готовится «Новая волна» Ричарда Линклейтера. Поровну — игривый, насквозь синефильский проект режиссёра-уникума из Техаса; и нежная дань уважения явлению, разделившему историю(и) кино на до и после.
Мы сочли этот фильм симптоматичным: в нем уживаются новизна и винтажность, легкость формы и содержательный массив, шлейф участника Каннского кинофестиваля и демократичность, визированная логотипом Netflix.
Совместный спецпроект журнала «Искусство кино» и кинопрокатной компании «Экспонента» исследует глубину этих парадоксов — через фигуры самого Линклейтера и его героев, через специфику французской новой волны и, наконец, через изучение её последствий. Не всегда прямых, заявленных движениями камеры или прическами пикси, но заставляющими вновь и вновь снимать о новолновцах фильмы, посвящать им мысли и эссе.
Разгадывать загадки: это медиум взывал к революционерам — или само время? Есть ли надежда на то, что Дуанель ещё выберется из стоп-кадра, Клео — из дурной бесконечности полутора часов, а Пуакар таки встанет с асфальта? И сможем ли мы не пропустить мимо ушей легкое дуновение будущего?
▫️31.10 показ в Москино Факел;
▫️31.10 показ в Художественном;
▫️01.11 показ в Третьяковской галерее. Переводчик, специалист по французскому кино Сергей Козин представит фильм и проведёт дискуссию со зрителями;
▫️02.11 показ в кинотеатре 5 звезд на Новокузнецкой;
▫️03.11 показ в центре «Зотов». Фильм представит Сергей Кулешов, киновед, кинокритик, фестивальный куратор, редактор сайта «Искусство кино»;
▫️04.11 показ в ГЭС-2. После показа пройдет обсуждение с режиссерами, лауреатами фестиваля «Маяк» Соней Райзман и Сергеем Малкиным.
▫️1.11 показ в Cinema Michele;
▫️1.11 показ в Ёкино;
▫️1.11 показ в кинотеатре Космос;
▫️1.11 показ в Ельцин центре;
▫️5.11 показ в киноцентре Большой. Фильм представит и обсудит со зрителями редактор Ксения Калиниченко.
Также советуем не обходить вниманием выставку-ретроспективу в Центре «Зотов», посвященную французской новой волне. Она доступна для посещения с 25 октября по 16 ноября. Параллельно с экспозицией будут проходить показы фильмов Годара, Трюффо, Варды и Деми.
Они положили начало репрессии физической реальности.
Их сила была не в том, чтобы нравиться, а в том, чтобы быть собой — даже ценой ошибок и страданий.
Французская культура — самая буржуазная культура, а Nouvelle Vague — самое буржуазное явление в киноискусстве.
Если верить фильмам новой волны, все мы вынашиваем имена тех городов, где когда-то случилось «ничего особенного».
Молодые киноведы и историки кино рассказывают о разных ипостасях, темах, явлениях Nouvelle Vague, не ограничивая себя «правым берегом» или хронологическими рамками.
«Я прекрасно понимаю... Я ясно вижу, что...» Когда в романах так написано, кто выражает свои мысли? Следователь, ученый, журналист, св. Павел на пути в Дамаск... Это подпись к кадру фильма, проходящего перед внутренним взором...
Вспоминаем переводное интервью Пьера Ансулина с Годаром, в котором речь идет о перипетиях экранизации художественных текстов и склонности к экспериментам, дарованной литературой.
Это, пожалуй, главная линклейтеровская суперсила — фанатичная любовь к кино, ставшая физиологической потребностью.
6 ноября 2025 года в российский прокат выходит «Новая волна» Ричарда Линклейтера — вольная фантазия о хаотичных съемках годаровского дебюта «На одном дыхании», который режиссер охарактеризовал как «фильм, который не должен был сработать, но почему-то сработал». Как работает кино самого Линклейтера, напоминающее печворк из жанров, сюжетов и разных эстетических кодов, пыталась разобраться Анна Филиппова.
Схожесть творческих темпераментов Линклейтера и его героя — двух исключительно трудоспособных холериков — сталкивается о временную пропасть между ними. Пока один диктовал своей замшелой эпохе условия, другой свою, беременную катастрофой, подначивает расслабиться.
В прокат вышла «Новая волна» Ричарда Линклейтера — гонзо-репортаж со съемок шедевра Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Сергей Кулешов в подробностях рассказывает о попытке американца портретировать культурную стихию минувших дней.
Ностальгия по кино, которого больше не существует.
Новая волна в конечном итоге — лишь порождение сенсации.
Не превратилась ли сегодня «новая волна» в то самое «папино кино»?..
В рамках спецпроекта «Новая волна» мы уже выпускали подборку текстов молодых критиков, писавших о разных ипостасях одноименного направления. Пришло время обратиться к нашему архиву и выяснить, как смена эпох и контекстов меняли восприятие этого феномена. Внутри — история Анри Ланглуа, переводные цитаты Годара и анализ «оторванности молодых авторов от народной жизни».
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari