Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Кинематограф после апокалипсиса невозможен: Бела Тарр против всех

В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. Новая лекция посвящена венгерскому режиссеру Беле Тарру — адепту медленного кино, постановщику, который десятилетиями вырабатывал свой радикальный киноязык, а уже почти десять лет назад решил уйти из кинематографа.

Очень рано — в 15 лет — Бела Тарр получил от отца 15-мм камеру, а с ней — свободу. У Тарра не было систематического кинообразования: он уже снял несколько фильмов до того, как поступить в Академию театра и кино, а учебой нередко пренебрегал.

«Бела Тарр — это готовая форма».

Форма, относящаяся к художественному авангарду и продолжающая идеи немецкого экспрессионизма.

Первые его фильмы были выполнены в модной тогда манере «синема верите», которое в Венгрии и Чехии получило название «художественно-документальное направление». Однако Тарр сразу понял, что эта манера ему не очень близка и даже мала, его не особо-то интересовала социальная проблематика. И с каждой картиной он упорно нащупывал уникальный стиль (режиссер известен тяжелым характером), который позволил ему уйти от венгерского «синема верите» к тому, что мы сегодня знаем как кинематограф Белы Тарра.

Это 17-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино;
  • В 11-й — про Карела Рейша и послевоенное социальное кино Великобритании;
  • В 12-й — про Жана Эсташа и конец французской новой волны;
  • В 13-й — про Жана Виго, визуального поэта, повлиявшего на весь французский кинематограф;
  • В 14-й — про Роберта Франка, недавно скончавшегося классика американского независимого кино;
  • В 15-й — про авангардиста Дмитрия Кирсанова, чьи эксперименты повлияли на многие кинематографические течения;
  • В 16-й — про выдающегося документалиста Ван Бина и его кинофрески.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari