В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. В новой лекции речь пойдет о некрореализме — не только уникальном для советского и мирового кинематографа явлении, но и о единственном состоявшемся течении в отечественном кино, оказавшем влияние на некоторых деятелей постсоветского искусства. Ключевая фигура некрореализма — Евгений Юфит (1961–2016), о котором подробно в свое время писал Сергей Добротворский.
Эта лекция плотно сращена с лекцией про Луцика и Саморядова, хотя к 90-м некрореализм достиг «сытого измождения». Уже в 1980-е некрореалисты прославились и «быстро монетизировались». Зародилось это движение приблизительно в декабре 1984 года. Некрореализм представлен фотографиями, живописью, кинематографом и в меньшей степени текстами. Его роль и статус в кино позволяет считать движение авангардным.
Деятельность некрореалистов во многом отталкивалась от идей соцреализма, который Юфит и его соратники частично пародировали. В частности, их творчество можно соотнести с тем фактом, что идеология заставляла людей жить в мифе, а пожилые руководители страны напоминали живые мумии: похожи на мертвецов, но при этом разговаривают. Эта ситуация вызывала у молодых некрореалистов дискомфорт, а «дискомфорт рождал в них веселость, которая приводила к «дикой и бессмысленной активности». Важный момент для понимания некрореализма: «Нет смысла — нет и страха».
Это 20-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.
«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari