Лучшие фильмы — 2019, все о российском кино, феномен Чернобыля и «Чернобыля», письма Майи Туровской и Ольги Сурковой — в свежем номере журнала «Искусство кино»

Кинематограф Луцика и Саморядова — радикальных выразителей «эпохи 90-х»

В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. Герои новой лекции — сценаристы и режиссеры Петр Луцик и Алексей Саморядов, значимые фигуры отечественного кинематографа 1990-х.

Постсоветское кино до сих пор не было скрупулезно исследовано, в особенности это касается полумифических 90-х, которые сегодня модно не без иронии называть «лихими». Хотя отечественные дебютанты все чаще обращаются к этому времени, воспроизводя быт, легенды и кинематографическую эстетику того времени.

Про выдающихся авторов Петра Луцика и Алексея Саморядова не написано ни одной книги: возможно, их заслонили постсоветские ленты Киры Муратовой или «фильмы-приговоры» Алексея Балабанова, может — просто еще не пришло время для серьезного осмысления 90-х.

Антон Мазуров рассказывает, как Луцик — Саморядов сформировали свою эстетику и авторское тело, прочувствовав время, в которое живут. Как они стали ярчайшими выразителями 90-х — периода, нередко именуемого «эпохой», несмотря на короткий срок (такое же мощное культурное влияние было у кинематографа Веймарской республики, с которой цикл Мазурова начался).

Их наследие: 14 реализованных сценариев и пять нереализованных, культовый фильм «Окраина» да отчасти Олег Меньшиков — «одно из знаковых лиц кинематографа Луцика и Саморядова» (который сегодня снимается в блокбастерах Федора Бондарчука).

Это 18-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино;
  • В 11-й — про Карела Рейша и послевоенное социальное кино Великобритании;
  • В 12-й — про Жана Эсташа и конец французской новой волны;
  • В 13-й — про Жана Виго, визуального поэта, повлиявшего на весь французский кинематограф;
  • В 14-й — про Роберта Франка, недавно скончавшегося классика американского независимого кино;
  • В 15-й — про авангардиста Дмитрия Кирсанова, чьи эксперименты повлияли на многие кинематографические течения;
  • В 16-й — про выдающегося документалиста Ван Бина и его кинофрески;
  • В 17-й — о кинематографе после апокалипсиса Белы Тарра.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari