Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Этно-музыка, синти-поп и эмбиент: Рюити Сакамото — культовый экспериментатор и любимый композитор Бертолуччи

В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. В новой лекции речь идет про композитора Рюити Сакамото (1952), писавшего музыку для «Последнего императора» (1987) и «Маленького Будды» (1993) Бертолуччи, «Высоких каблуков» (1991) Альмодовара, «Выжившего» (2017) Иньярриту и «Проксимы» (2019) Винокур. Мазуров рассказывает об «экзистенциальном саундтреке» Сакамото и о том, как звук пришел в кино и эволюционировал в рамках молодого искусства.

Формально датой рождения звука в кино считается 6 октября 1927 года — появление в кинотеатрах фильма «Певец джаза». Хотя совместить немое кино со звуком и музыкой пытались и ранее. Правда, звукозаписывающие устройства из-за технических ограничений не могли угнаться за растущей длинной фильмов и возможными неполадками во время сеанса. Зато таперы, исполнявшие живой саундтрек во время сеанса, были способны сымпровизировать, подстроившись под происходящее на экране или в зале.

Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин опасались, что открытие звука исказит силу воздействия монтажа, а сама технология будет развиваться в неправильном русле:

«Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами».

В середине 1950-х появились легкие камеры с синхронным звуком. Стремление к естественности, которого опасались лидеры советского авангарда, сменилось новой искренностью. С изменением чувствительности микрофонов на запись стали попадать окружающие шумы («атмосфера»). Их тоже стали использовать в музыкальном оформлении фильмов, а также появились композиторы, работавшие непосредственно в кино.

Среди них и культовый композитор Рюити Сакамото, чья музыка не просто украшает или дополняет фильм, но позволяет погрузиться в него. В творчестве Сакамото звучат нотки этно-музыки, которую он изучал в юности, но пошел по пути не исследователя, а практика-экспериментатора. В 1978 году он вместе с двумя другими молодыми композиторами организовал группу Yellow Magic Orchestra, с которой они исполняли модный синти-поп. Впрочем, палитра Сакамото гораздо шире — он работает и с эмбиентом, и босановой, и другими музыкальными направлениями.

Это 21-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино;
  • В 11-й — про Карела Рейша и послевоенное социальное кино Великобритании;
  • В 12-й — про Жана Эсташа и конец французской новой волны;
  • В 13-й — про Жана Виго, визуального поэта, повлиявшего на весь французский кинематограф;
  • В 14-й — про Роберта Франка, недавно скончавшегося классика американского независимого кино;
  • В 15-й — про авангардиста Дмитрия Кирсанова, чьи эксперименты повлияли на многие кинематографические течения;
  • В 16-й — про выдающегося документалиста Ван Бина и его кинофрески;
  • В 17-й — о кинематографе после апокалипсиса Белы Тарра;
  • В 18-й — о сценаристах Петре Луцике и Алексее Саморядове, важных фигурах отечественного кинематографа 90-х;
  • В 19-й — о китайском режиссере Лоу Е, его исторических мелодрамах и роли пейзажа в его фильмах;
  • В 20-й — о некрореализме в позднесоветском кино.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari