31-й фестиваль российского кино «Кинотавр» перенесли из-за коронавируса с июня на сентябрь, по дороге переименовали в деловой кинофорум (чтобы подчеркнуть, что светских мероприятий в этом году не запланировано вовсе), но программа все же собралась — 13 конкурсных работ и три внеконкурсных. Приводим информацию обо всех картинах, а также списки любимых фильмов режиссеров, новые работы которых будут показаны в Сочи.
В опросе «Искусства кино» о любимых фильмах поучаствовали почти все режиссеры «Кинотавра». Самыми часто упоминаемыми режиссерами в списках респондентов стали Алексей Герман и Федерико Феллини (пять раз), трижды вспомнили картины Кшиштофа Кесьлёвского, Вернера Херцога, Чарли Чаплина, Михаэля Ханеке (причем все три фильма — в списке Ксении Зуевой) и Паоло Соррентино (причем все три фильма — в списке Анастасии Пальчиковой).
Самые часто упоминаемые картины — «Аталанта» Жана Виго, «Конформист» Бертолуччи, «8 с половиной» и «Амаркорд» Феллини, «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах» Германа (по два раза каждый).
«Андрей Юрьевич Хржановский перехватил Нос, бегущий от Гоголя к Шостаковичу, чьи риторика с партитурой задают поистине футуристический темп, и режиссер нигде его не сбавляет. Полнометражная анимация Хржановского «в трех снах» — художественная радость и фантастическая апология искусства русского авангарда средствами самого авангарда и первый опыт его рефлексии в кинематографе. Год едва успел начаться, а лучший фильм, мне сдается, уже показан».
80-летний Андрей Хржановский — ветеран анимации, народный артист РФ, автор картин «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», «Долгое путешествие», «Лев с седой бородой». Мировая премьера «Носа», очевидного opus magnum Хржановского-старшего, состоялась в программе работ заслуженных мастеров Роттердамского фестиваля. На «Кинотавре»-2020 получил почетный приз.
«Составил навскидку список, и не один, чтобы убедиться еще раз в относительности подобных списков. На сегодня мой выглядит так»
Комедия по мотивам событий из жизни молодых режиссеров и сценаристов, в том числе самого постановщика «Хандры» Алексея Камынина. Место действия — современная Москва, между собой переплетается несколько сюжетных линий: диджей пытается накопить на квартплату, барабанщик узнает, что его бывшая девушка беременна от него, режиссер снимает драму, а получается комедия. В фильме снялись Ксения Зуева, автор другого конкурсного фильма «Кинотавра», Александр Гордон — в роли гинеколога, Иван Янковский изобразил кого-то очень похожего на Тарковского.
Для Алексея Камынина «Хандра» — вторая полнометражная работа после фильма «Ложь и действие». Мировая премьера «Хандры» состоялась на таллинском фестивале «Темные ночи».
Байопик доктора Елизаветы Глинки, благотворительницы и правозащитницы, погибшей в 2016 году при крушении самолета, который следовал в Сирию. Саму Глинку, которую все называли просто доктором Лизой, сыграла Чулпан Хаматова, врача Шевкунова — Константин Хабенский.
Оксана Карас начинала работать на телевидении — ведущей, спортивным комментатором, кинокритиком. В 2008 дебютировала в режиссуре, постановщица семи полнометражных фильмов, победительница «Кинотавра» 2016 года с картиной «Хороший мальчик».
«100 любимых, конечно, проще написать, чем десять»
(В аналогичном опросе «Искусства кино» в прошлом году Оксана Карас назвала несколько иной список любимых фильмов.)
Суровая эротическая драма о пациентке, которая влюбляется в своего врача. В главной роли — Анна Чиповская, которая умудрилась сыграть аж в четырех разных фильмах «Кинотавра»-2020. В одной из ролей второго плана — режиссер Иван И. Твердовский.
Для Ксении Зуевой это второй полный метр после «Близких», и премьера обеих ее работ прошла на «Кинотавре». Кроме того, она сыграла в двух других фильмах конкурсной программы, в «Конференции» и «Хандре».
Триумф якутского кино — впервые самая независимая и самобытная национальная кинематография России представлена на «Кинотавре». Густая мистическая драма о сельской целительнице и отшельнице, которую все избегают, но все равно посещают ее дом в моменты, когда может помочь только чудо.
Дмитрий Давыдов — один из самых заметных режиссеров якутского кино, работает школьным учителем в небольшом якутском поселке. Для него «Пугало» — уже третий полный метр: премьера «Костра на ветру» прошла на кинофестивале в корейском Пусане, а картины «Нет бога кроме меня» — на выборгском смотре «Окно в Европу».
Семейная драма о борьбе двух родителей за ребенка. В главных ролях — Артем Быстров и Светлана Ходченкова.
Александр Молочников — 28-летний театральный режиссер и актер, ставил спектакли в МХТ имени Чехова, Большом театре и театре на Малой Бронной. Его кинодебют в качестве постановщика, картина «Мифы», была показана на «Кинотавре» в 2017 году.
Бенефис Анны Чиповской в роли Маши, которая в детстве дружила с бандитами и вернулась в родной город, когда не смогла больше скрываться от прошлого.
Анастасия Пальчикова — сценаристка фильма «Большой», короткого метра «8» Анны Меликян, невышедшего сериала «Квартет». «Маша» — ее режиссерский полнометражный дебют.
Реконструкция теракта в театральном центре на Дубровке в пересказе свидетелей (их играют профессиональные актеры, но некоторые заложники появляются в фильме сами — например, артист «Гоголь-центра» Филипп Авдеев, который в 2002 году был еще совсем ребенком). На вечер памяти всех собирает православная монахиня (Наталья Павленкова), которая все никак не может замолить грехи перед семьей, в том числе дочерью (режиссерка Ксения Зуева), тоже пережившей захват во время мюзикла «Норд-Ост».
Иван И. Твердовский — режиссер игрового и документального кино, попавший в список самых перспективных режиссеров мира по версии Variety. «Конференция» — его четвертая игровая полнометражная работа после «Класса коррекции», «Зоологии» и «Подбросов». Мировая премьера фильма «Конференция» состоялась в программе Venice Days Венецианского кинофестиваля — 2020, для Твердовского это стало первым попаданием на фестивали большой тройки.
Фильм-спектакль, снятый известным театральным режиссером Иваном Вырыпаевым совместно с отцом. Это реальные свидетельства людей, которые считают, что их похищали внеземные силы, прочитанные артистами, в числе которых Евгений Цыганов, Иван Макаревич, Алексей Филимонов, Ясмина Омерович и так далее.
Самобытный дебют, гипнагогическая сага о мире, который в одночасье уснул, когда жена матроса, сошедшего на землю, умерла.
Мария Игнатенко — дебютантка, выпускница Московской школы нового кино. Мировая премьера фильма «Город уснул» состоялась в программе Forum Берлинского кинофестиваля — 2020.
Экранизация очень популярной одноименной театральной пьесы Дмитрия Данилова. Обычный подмосковный житель (Вадик Королев, лидер группы OQJAV) после того, как попадает в местное отделение полиции, обнаруживает, что там работают отъявленные интеллектуалы.
Семен Серзин — актер, сыграл в том числе главную роль в будущем фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». «Человек из Подольска» — его полнометражный режиссерский дебют.
Еще один фильм «Кинотавра»-2020, еще одна главная роль Анны Чиповской. Здесь она в образе известной медиадеятельницы Карины Добротворской. Картина снята по одноименным мемуарам, описывающим ее отношения с известным кинокритиком Сергеем Добротворским, ушедшим из жизни в результате передозировки героином.
Ангелина Никонова — режиссерка и сценаристка фильмов «Портрет в сумерках», «Велкам хом», сериала «Пуанты для Плюшки».
Трагикомедия про юношу-китобоя с Чукотки, который, следуя пубертатному порыву, влюбляется в американскую вебкам-модель (Кристина Асмус) и решает уехать к ней, благо Аляска совсем недалеко.
Филипп Юрьев — режиссер-дебютант. Мировая премьера фильма «Китобой» состоялась в программе Venice Days Венецианского кинофестиваля — 2020, где картина получила гран-при.
Романтическое па-де-труа, история про телеведущего (Константин Хабенский), его жену (Виктория Исакова) и поэтессу (Юлия Пересильд), судя по трейлеру, снятая в стиле а-ля Терренс Малик.
Анна Меликян — постановщица, удостаивавшаяся на «Кинотавре» главного приза за фильм «Про любовь» и приза за режиссуру за «Звезду», а ее «Русалка» выдвигалась от России на премию Американской академии в номинации «Лучший иностранный фильм». Любимые фильмы выбирать отказалась.
Социальная сатира, комедия о незадачливом театральном режиссере (Александр Паль), который от нужды решает уйти в порноиндустрию и неожиданно изобретает новый поджанр этого нецензурного искусства — глубинное русское порно. Эти фильмы становятся известны по всему миру и демонстрируются в Большом театре.
Михаил Сегал — режиссер фильмов, рекламных роликов, клипов. Для него это пятый полный метр после картин «Franz + Полина», «Рассказы» («Глубже!» логически продолжает эту работу), «Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол».
«Я никогда не определял для себя любимых режиссеров, писателей, книг, фильмов, а тем более не упаковывал их в тот или иной хит-парад: лучшие десять, лучшие пять. Всегда считал это каким-то баловством. И поэтому, когда меня попросили определить десять любимых фильмов, решил не баловаться. Я не стал определять «любимые», а вспомнил те, которые однажды произвели на меня впечатление»
Кончаловскому удалось, не свалившись ни в ложь, ни в сермяжную правду, скупыми средствами донести главное — насильственная смерть неизбежна, ибо Россия — наше отечество. Властям десятилетиями любые преступления сходят с рук, ведь общество Сталина видело. Те, что там, наверху, даже близко не принимают во внимание нужды, чаяния и конституционные права своих сограждан. Закон здесь один — карать и править до тех пор, пока по стечению исторических обстоятельств не покарают их, чтобы править опять. Сталина на вас нету, потому что он среди нас. Оперируя вроде бы затертыми до дыр на целлулоиде образами — вот ботинок, свалившийся с ноги мертвеца, вот струя воды, что смывает с асфальта кровь, вот июньский дождь, он, увы, сильнее июльского, — Кончаловский решает сложнейшую задачу. Искусство или смерть, художественное или политическое? Конечно, второе, ибо все, что создает человек, меньше него самого.
Андрей Кончаловский — советский и российский режиссер, президент академии «Ника», дважды лауреат гран-при Венецианского фестиваля. Мировая премьера фильма «Дорогие товарищи!» состоялась в основной конкурсной программе Венеции-2020, где картина получила приз жюри.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari